Божественная Литургия в Неделю о Мытаре и Фарисее

  Фарисе́ева убежи́м высокоглаго́лания, и мытаре́ве научи́мся высоте́ глаго́л смире́нных, покая́нием взыва́юще: Спа́се ми́ра, очи́сти рабы́ Твоя́.
Кондак Недели.

9 февраля, Неделя о мытаре и фарисее, Празднования Собора Новомучеников и Исповедников Церкви Русской. Это Воскресенье открывает начало подготовительных недель перед началом Великого поста. Грядущая Неделя — сплошная — поста в среду и пятницу нет.

Архиерейская Литургия в Неделю о Мытаре и фарисее

За несколько недель до начала Великого поста православные начинают готовиться к приближающемуся Великому Посту. В первое «подготовительное» воскресение Церковь вспоминает притчу о Мытаре и Фарисее. Апостол Лука более других евангелистов склонен делать акцент на сострадании Господа к потерянным и заблудшим, к тем, кого осуждает и отвергает «приличное общество». Мы видим здесь, прежде всего, осуждение фарисея — для нас само это слово означает «религиозный лицемер». Но во времена Господа фарисеи — это просто люди, которых отличала особенная набожность, у кого-то — фальшивая и показная, у кого-то — вполне искренняя. И здесь Господь не говорит, что фарисей осужден — он говорит, что мытарь «оправдан более».

Мытарь для слушателей Господа Иисуса — пример явно дурного человека. Это коррумпированный сборщик налогов на службе у римских оккупантов. Его презирают и ненавидят все честные люди. И именно он идет в свой дом «более оправданным». Почему?

Потому что он знает за собой, что он дурной человек, которому не на что рассчитывать, кроме незаслуженной милости Божией. Поэтому он и готов ее принять. Почему важно не считать себя достойным? Чтобы открыться милости Божией. Церковь говорит о Боге: «Его же благость безмерна и человеколюбие неизреченно».

На этот день совершается празднование Собора Новомучеников и Исповедников Церкви Русской. Церковь празднует память всех новомучеников российских, пострадавших в годы Советской власти, в воскресный день, 7 февраля (25 января по старому стилю) или в ближайшее к этому дню воскресенье. В этот день молитвенно вспоминаются все те, кто не убоялся смертной казни, а исповедовал свою твердую веру во Христа и свою верность Церкви православной. В этот праздник служатся панихиды о неизвестных пострадавших за веру в годы гонений, а также молебны новомученикам с величанием и молитвой к ним. Часто они служатся в местах массовых казней христиан в годы Советской власти. Такие места известны всем верующим (Соловки, где выросла береза в виде креста, или Бутово, где производились массовые казни, а потом выстроен храм новомучеников и исповедников Российских по указу Патриарха Алексия).

Божественная Литургия в Неделю о Мытаре и Фарисее

Советская власть только начала серию гонений на православных. Поэтому Собор призвал всех фиксировать случаи мученичества за веру. Была распространяема тогда листовка с проповедью протоиерея Павла Лахотского, призывающая к стойкости в трудное время, а также список убиенных за веру. До расстрела митрополита Владимира, были и раньше случаи убийства священнослужителей. Например, считается, что одним из первых красноармейцы казнили протоиерея Иоанна Кочурова. Это произошло 31 октября 1917 года в городе Пушкине Ленинградской области.

Однако после окончания Гражданской войны этот праздник был незаслуженно забыт. Но многие священнослужители и прихожане продолжали в этот день поминать за упокой убитых за веру. До самого периода перестройки праздник не отмечался. Мотивировалось это тем, якобы некоторые священнослужители, «прикрываясь рясой» вели антисоветскую пропаганду.

А за границей активно собирались сведения о пострадавших за веру россиянах. В 49-м году вышла в свет книга протоиерея Михаила Польского «Новомученики Российские». В 81—м году произошло прославление новомучеников на Соборе зарубежной церкви. Точно имена всех мучеников за веру не знали, поэтому поминали некоторых «и иже с ними». Причисленных к лику святых всего было сто пять человек. В 1989 году в России произошло прославление святого патриарха Тихона, пострадавшего от Советской власти, что расценивалось как первый звоночек возвращения праздника всех новомучеников Российских. И вот в 1991 году Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй издал указ о возобновлении поминовения всех новомучеников и исповедников Российских. Чин канонизации пострадавших за веру состоялся в 2000 году. Было прославлено 813 человека. Затем были изучены все документы, и канонизировали еще многих. В 2011 году в числе новомучеников и исповедников Российских было уже 1774 человека, пострадавших за веру.

В этот день Божественную Литургию в Севастиано-Магдалининском храме совершил Высокопреосвященный Владимир, архиепископ Петропавловский и Булаевский. Владыке сослужили прот. Сергий Первушин — секретарь епархиального управления, иер. Георгий Петров — ключарь храма, иер. Антоний Шувакин — ключарь храма Всех Святых. Диаконский чин: Владимир Бартоль и Алексей Александрович. Богослужебные песнопения исполнил хор собора под управлением регента Затай А. А.

На Литургии было прочитано Евангельское Зачало 89 от Луки о мытаре и фарисее: Сказал Господь притчу сию: два человека взошли в храм помолиться, один — фарисей, а другой — мытарь. Фарисей, став, молился про себя так: «Боже, благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди: грабители, обманщики, прелюбодеи, или хотя бы как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть от всего, что приобретаю». А мытарь, стоя поодаль, не смел даже глаз поднять к небу, но бил себя в грудь, говоря: «Боже, будь милостив ко мне, грешнику!» Говорю вам: этот пошел в дом свой оправданным более, нежели тот. Ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а смиряющий себя возвысится. (Лк 18:10–14)

Архиерейская Литургия в Неделю о Мытаре и фарисее

По прочтении Евангельского отрывка на сугубой ектении были произнесены прошения о помощи Божией в умирении церковных нестроений. По сугубой ектении были прочитаны молитвы «О ниспослании мира земле Украинской» и «О даровании пастырей Церкви Петропавловской».

Владыка совершил молитву о восстановлении мира, чтомую во всех храмах Русской Православной Церкви по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

На заупокойной ектении была совершена лития по всем вождям, воинам и православным в годину лютых гонений за Веру и Отечество жизнь свою положивших.

В завершении владыка обратился к собравшимся со словами проповеди.

Божественная Литургия в Неделю о Мытаре и Фарисее Божественная Литургия в Неделю о Мытаре и Фарисее Божественная Литургия в Неделю о Мытаре и Фарисее Божественная Литургия в Неделю о Мытаре и Фарисее Божественная Литургия в Неделю о Мытаре и Фарисее Божественная Литургия в Неделю о Мытаре и Фарисее Божественная Литургия в Неделю о Мытаре и Фарисее Божественная Литургия в Неделю о Мытаре и Фарисее Божественная Литургия в Неделю о Мытаре и Фарисее Божественная Литургия в Неделю о Мытаре и Фарисее Божественная Литургия в Неделю о Мытаре и Фарисее Божественная Литургия в Неделю о Мытаре и Фарисее Божественная Литургия в Неделю о Мытаре и Фарисее Божественная Литургия в Неделю о Мытаре и Фарисее Божественная Литургия в Неделю о Мытаре и Фарисее Божественная Литургия в Неделю о Мытаре и Фарисее Божественная Литургия в Неделю о Мытаре и Фарисее Божественная Литургия в Неделю о Мытаре и Фарисее Божественная Литургия в Неделю о Мытаре и Фарисее Божественная Литургия в Неделю о Мытаре и Фарисее Божественная Литургия в Неделю о Мытаре и Фарисее

Категория: 

Система Orphus

Вознесенский кафедральный собор г. Петропавловск | Православная социальная сеть «Елицы»