12 апреля Святая Церковь отмечает Вход Господень во Иерусалим. Приводим размышления Преосвященнейшего епископа Владимира

Тебе́ Победи́телю сме́рти вопие́м: оса́нна в вы́шних,
Благослове́н Гряды́й во и́мя Госпо́дне.

Господь кротко входит в Иерусалим. Все, видящие это событие явно или таинственно, спустя века, восклицают Ему: «Осанна (Спасение) в вышних». Люди разных возрастных групп, разного культурного уровня, разного духовного статуса смотрят на то, как «Грядет Господь на вольную страсть нашего ради спасения». Часто, размышляя, мы называем этот праздник детским, так как видим исполнение пророческого предсказания: «Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу» (Пс. 8:3).

Епископ Петропавловский и Булаевский Владимир

Господь кротко входит в Иерусалим и разные люди по-разному реагируют на это. Умные и начитанные до фарисейства взрослые зеленеют от злости и не только не восклицают хвалу Господу, но и запрещают это делать детям. Неслучайно они говорили: «Учитель! Запрети ученикам Твоим», негодуя на детские восклицания. Но запрета от Спасителя не последовало, Он сказал: «Если они умолкнут, то камни возопиют» (Лк. 19:40).

Запретить детям петь славу Христу то же самое, что запретить Ангелам петь в Рождественскую ночь «Слава в вышних Богу» или запретить Симеону произносить молитву «Ныне отпущаеши». Пусть замолчали бы все исцеленные и помилованные, все освободившиеся от зла бесовского, все верующие во Единого Бога. Почему же дети вопиют, а взрослые молчат? Известный рок-певец 90-х Вячеслав Бутусов, рассуждая о новой волне в жизни народа — унынии, пишет «уныние — это когда ты забыл, что видел чудеса». Подумайте, сколько чудес мы видели в своей жизни. Часто называя их случайностью или совпадением, мы все равно понимаем, что все, что происходит с нами, это сплошь чудо Божие.

Человек должен говорить важные слова, слова жизни. Если человек перестанет их говорить, то мир вокруг нас станет бесцветным, чёрно-белым, примитивно скучным. Сегодня время особое. Мы столкнулись с тем, что надо не говорить, а кричать Богу слова хвалы. Хвалы за то, что Он смирил нашу гордыню, хвалы и благодарности, что мы еще живы, здоровы и можем дышать полной грудью, хвалы за радость видеть наших детей, родных и близких.

Пандемия коронавируса поставила нас в особые условия. Мы смогли, сняв розовые очки самодовольства и самоуспокоенности, увидеть, кто есть кто. Мы теперь можем показать окружающим и наше истинное лицо, которое долго скрывали за маской постоянной расслабленности безмятежной и спокойной жизнью. Много примеров привела пресса, как поменялись те, кого мы знали как уравновешенных и спокойных соседей, коллег. Как на смену мнимому спокойствию пришла ярость от ограничений нашей свободы действий, вызванных эпидемией.

Глава Митрополичьего Округа в Республике Казахстан Высокопреосвященнейший митрополит Александр в своем послании к Казахстанской пастве мудро расставил акценты, на которые казахстанцам стоит обратить внимание в период эпидемии: «Трудности, с которыми встречается сегодня каждый из нас, наш народ и все человечество, не должны становиться причиной уныния, тревоги и различных страхов. Будучи православными христианами, мы твердо веруем и исповедуем, что все происходящее в этом мире подвластно Богу. Создателю подчиняется и мир ангелов, и земная природа. Священное Писание свидетельствует: «В Его руке душа всего живущего и дух всякой человеческой плоти» (Иов. 12:10). Для Творца и Владыки вселенной нет ничего невозможного. Господь посылает нам испытания и врачует скорбями наши души, отравленные грехами и страстями, и Он же, щедрый и милостивый, не оставит нас и избавит от всех бедствий. Христос в эти трудные времена, как некогда своих апостолов, наставляет нас: «Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога и в Меня веруйте» (Ин. 14:1).

Эпидемия поставила всех нас в одинаковые условия: и богатых и бедных, образованных и не очень. Для Церкви это тоже особенные времена, хотя в церковном сознании нет катастроф, есть только одна катастрофа — это отпадение от Бога и от Церкви. Именно этого человек должен бояться и страшиться и всеми силами бороться с самим собой, чтобы этого не произошло, чтобы не было пустоты в человеческой душе. И сейчас наше общество переживает состояние страха перед болезнью, и этот страх имеет серьезные основания. Государство предпринимает все меры по предотвращению распространения эпидемии. Жизнь человека священна, это дар Божий, мы не можем пренебрегать здоровьем наших граждан, наших прихожан. Но для человека, для которого вера — это не какая-то абстракция, не некая теория, а живой опыт жизни, прежде всего, важно сохранение душевного мира в сердце.

Подвижник благочестия ХХ века старец Иона Одесский писал о духовном состоянии нашего общества: «Мы слишком рано обрадовались возрождению веры и слишком быстро забыли, что иная вера хуже безверия и Христа распяли не атеисты. Смысл веры во внутреннем преображении человека, а если такой цели не ставится, то вера становится ханжеством и лицемерием, ритуалом, призванным убедить человека, что он духовный и верующий». Эта мысль свидетельствует о духовном разобщении в нашем обществе. То, что должно по определению объединить (блаж. Августин указывал: «Единство во многообразии»), в силу нашей духовной слабости разобщает нас.

Святейший Патриарх Кирилл, указывая на цель и смысл постного делания, писал: «Великий пост является особым временем возвращения в рай, когда стоит посмотреть, где мы находимся в системе координат „Бог и человек“. Готовы ли мы слышать Его слово или мы только по установившейся традиции время от времени приходим в храм?». Когда Господь наш Иисус Христос входил в Иерусалим, то некоторые из народа снимали с себя одежды и бросали на дорогу, по которой Господь проходил. А что мы, в большинстве своем разобщенное общество, можем бросить под ноги Господа? Бросаем ли те удовольствия, которых Он не любит? Бросаем ли мы те дела свои, которые Ему неприятны? Что пользы в том, что мы купили себе ветку вербы и принесли ее себе в дом?

Если мы действительно желаем встречи со Христом и дорожим этим, желаем иметь Спасителя в своих сердцах, то непременно должны оставить наш эгоизм, себялюбие и разобщенность, больше держаться мнения Матери нашей Церкви и более стараться жить ради ближних своих. Именно это качество и проверила в нас эпидемия коронавируса.

Какой же урок изнесем мы, христиане 21 века, из празднуемого ныне события. Страдания одних якобы смягчают сердца других. Самое время вспомнить, что при людях грехолюбцах другие люди неизбежно будут страдать. Потому что жизнь в обществе, жизнь самого общества, зависит от всех нас. А мы ничего поистине доброго до сих пор делать не научились. Первый Президент нашей страны Н. А. Назарбаев обращается к каждому из нас: «На корабле у всех одна судьба. Пришло время показать нашу сплоченность. Пока есть единство — нет высот, которых мы не достигнем».

В день Вербного Воскресенья дело одних — пропеть славу Господу, дело других — поклоняться Богу в духе и истине, дело третьих — жить своей безмятежной жизнью. С кем будет наша душа в эти святые дни?

Категория: 

Система Orphus

Вознесенский кафедральный собор г. Петропавловск | Православная социальная сеть «Елицы»