13 марта — Торжество Православия. Приводим размышления протоиерея Федора Бердика

Протоиерей Феодор Бердик

Торжество Православия — церковный праздник, ежегодно совершаемый в первую Неделю (воскресенье) Великого поста.

Установление праздника основано на событиях Константинопольского Собора 843 года, созванного византийской императрицей Феодорой для восстановления иконопочитания. Несколько десятилетий ересь иконоборчества сотрясала империю. Православные, почитавшие святые иконы, подвергались в ту пору жесточайшим гонениям от еретиков. И вот, после Собора, осудившего иконоборцев и восстановившего иконопочитание в империи, Феодора устроила в честь этого события церковное торжество, которое пришлось на первое воскресенье Великого поста.

Впоследствии сложился особый церковный чин Торжества Православия, дополненный текстами, содержащими православные догматы. В тексте службы провозглашается торжество Церкви над всеми существовавшими ересями, утверждаются постановления семи Вселенских соборов.

Как и каждый день, в день службы Торжества Православия читается, соответствующий этому дню, отрывок Евангелия. В Евангелии на этот день говорится о том, как пришедший в Галилею Спаситель, еще почти никем не узнанный и не признанный, встретился с еще одним Своим будущим апостолом, Филиппом. Святой апостол Филипп сразу узнал в проповеднике из Назарета Мессию, Спасителя и устремился поделиться этой радостной вестью с одним из своих ближайших единомышленников, единоплеменников, тоже будущим апостолом Нафанаилом. Он прибежал к нему, именно, прибежал, ибо исполнен был радости и восторга, и торжественно возвестил о том, что Тот, о Ком говорил Моисей в законе, о Ком писали пророки, пришел — и это сын Иосифа, Иисус.

Этот отрывок удивительно человечен и, внимательно вчитываясь, вслушиваясь в слова этого евангельского чтения, мы открываем для себя Христа, как очень нам близкое, очень дорогое существо. И Он стал для нас таковым, именно потому, что Первая седмица Великого Поста стала для нас приближением, временем отвержения от мира и приближением к Богу.

Сам чин Недели Православия был установлен при патриархе Мефодии, который определил, что он должен совершаться в первое воскресенье Великого Поста и содержать благословение правоверным и анафемы еритикам.

В воскресный день по окончании Литургии святителя Василия Великого, которая совершается в первое воскресенье Великого Поста, торжественно на середине Храма поставляется аналой с иконами Спасителя и Пресвятой Богородицы,-они естественно соединят нашу веру в то, что любовь Божия так велика, что ради нашего спасения Бог воспринимает полноту нашей природы, а призвание человеческое так высоко, что человек исполняет обетование Божие «будьте, как боги» и по благодати становится близко-близко, глаза в глаза рядом с создавшим его Творцом.

И вот, имея эти две иконы в центре Храма, мы совершаем последование Торжества Православия, которое включает в себя молебен о торжестве православной веры, прославление тех святых, подвижников, которые защищали ее на Вселенских Соборах, святителей, преподобных, царей, монашествующих; молебен о наставлении на путь истинный всех отступивших и заблудших. Торжественно диакон читает Символ Веры. И эта привычная нам молитва на этом чинопоследовании звучит особенно. Если обычно мы произносим ее в единственном числе — «верую», то здесь она произносится во множественном — «мы веруем». И это, казалось бы, малоприметное отличие дает по-особенному, с новой свежестью пережить внутренне тот подвиг святых отцов, благодаря которому мы являемся наследниками в Церкви и хранителями одновременно истинной веры.

После прочтения Символа Веры возглашается «многая лета» всем защитникам православия и «вечная память» тем, кто потрудился ради его утверждения. Это, кстати, единственный случай богослужения, когда «вечная память» поется святым, причисленным уже к лику угодников Божьих. Поется именно в прямом смысле этих слов-вечной памяти, которая должна нас связывать со всеми теми подвижниками благочестия, которые и составляют истинное гражданство Христовой Церкви.

Ну, а исторически в чин Недели Торжества Православия включались также и анафемы всем отступникам — тем, кто не верит в бессмертие души и Страшный Суд, кто, именуясь христианином, не признает Приснодевство Пресвятой Богородицы, другие главнейшие догматы христианской веры. Сейчас, как правило, эта часть чина опускается. Но мы должны помнить, что, не совершаясь по тем или иным соображениям практически, она содержится в богослужебных книгах. И анафема-высшее церковное наказание, состоящее в отлучении от общения с членами Церкви и в отлучении от Таинств, а не проклятие, как порой думают светские люди, — она может быть итогом конечного церковного суда о жизни или об учительстве тех или иных людей, которые пытаются выдавать свое «христианство», на самом деле, ложное, усеченное, редуцированное, за истинное, противопоставляя его Вере Христовой Церкви.

Вот так в русской Церкви анафеме подвергались некоторые еретики и раскольники, и просто враги церковного мира, скажем, Степан Разин, Гришка Отрепьев. Отлучен был от Церкви и великий русский писатель Лев Николаевич Толстой. Не за свои художественные произведения, конечно же, а за то, трагически ложное, мировоззрение, к которому он пришел в поздние годы жизни, в котором не осталось уже ничего от веры в Богочеловека, ни от веры в Воскресение Христово и в личное бытие в жизни вечной, ни от благоговения к Христом основанной Церкви.

Таким образом, Торжество Православия-это не есть какое-то видимое гоподство православной доктрины, это не есть установление таких церковно-государственных отношений, при которых Церкви дается преимущество, а остальные лишаются права на провозглашение своих взглядов. Это, прежде всего, конечное сущностное Торжество Христовой Истины в Церкви и в явлении немощи врага рода человеческого, который свидетельствует свое бессилие что-либо против этой Истины воздвигнуть.

Скажем, в наше время в основном ополчающиеся на христианство, ополчаются не столько на его догматическое учение, сколько на те нравственные ценности, которые Христова Церковь несет, пытаясь их извратить и даже называющих себя христианами, отвести от самых основ того, чему учил нас Господь в Нагорной проповеди. Вера же, так или иначе, уже определена в основных своих догматах, как несомненная и неколебимая для исторических христианских Церквей.

Торжество Православия — в хранении истинности веры, в стремлении жить по правде Божией и в исполнении заповедей, во всяком поступке верующего и знающего Бога человека или не знающего его пока в этой земной жизни, но исполняющего Его правду, в поступке, в котором самость и эгоизм преодолеваются жертвенностью и милосердием, служение себе и кумиротворение из себя и своих — выхождением навстречу другим людям и выдавливание себя из мнимого нахождения в центре Вселенной.

Категория: 

Система Orphus

Вознесенский кафедральный собор г. Петропавловск | Православная социальная сеть «Елицы»