14 января — великий праздник Обрезания Господня. Приводим размышления иерея Романа Пудова
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Слыша об этом малоизвестном празднике у современного христианина возникает много смешанных и подчас непонятных чувств. С одной стороны отгремел праздник Рождества Христова, хотя и продолжаются ещё святки, но чувства верующих уже устремлены к реке Иордан, где вот-вот состоится Богоявление. А Обрезание становится малозаметным и почти непосещаемым народом праздником, по слову митрополита Вениамина (Федченкова): «этот праздник Обрезания, утесненный между ними, теряется как звезда при двух солнцах». Плюс ко всему прочему этот праздник оттеняет народный «старый» Новый Год.
Но всё же Церковь именует этот день Великим.
На восьмой день после рождения Богомладенец Иисус, по ветхозаветному закону, принял обрезание, установленное для всех еврейских младенцев мужского пола в знак Завета Бога с праотцем Авраамом и еврейским народом: «Сей есть завет Мой, который вы [должны] соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя: да будет у вас обрезан весь мужеский пол; обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами» (Бытие 17; 10-11). Господь пришел установить Новый Закон, и Он необходимо должен был исполнить сначала Ветхий. И вот Он с самого Своего рождения сразу же начинает исполнять закон. Творец и податель закона Сам первый и подчиняется закону. При совершении этого обряда Божественному Младенцу было дано имя Иисус т. е. Спаситель, возвещенное благовестником судеб Божиих — Архангелом Гавриилом ещё в день Благовещения Пресвятой Деве Марии: «По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать [Младенца], дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве» (Лк. 2;21).
Таким образом, нынешний праздник стал днём исполнения Закона и праздником наречения имени Божия — днём именин нашего Господа. Отныне никто не посмеет укорить Богочеловека в неистинности его плотского тела, т. к. обрезание доказало его. Также и словесный камень в адрес Господа да не кидает ныне человек, что мол тяжело жить по совести и трудно выполнить заповеди и Закон, сам Он ныне ради нас подчиняется своей же правде и Закону. Теперь ещё более очевидными кажутся слова знаменитого литургиста и любителя божественной церковной службы митрополита Вениамина: «Так новозаветное сплелось с ветхозаветным: пришел Спаситель „ветхого“ человека, дабы сделать его „новым“; Ветхий Завет переходит в Новый. И теперь понятно, почему обрезание должно было быть первым праздником по Рождестве Христовом: здесь узел Ветхого и Нового Заветов, конец одного и начало другого. Это определение всей последующей задачи: это, следовательно, нужно было обозначить в самом начале. Потому и праздник пришелся между Рождеством и Крещением. Не оттого лишь, что обрезание должно было совершаться в восьмой день, но и по смыслу, взаимоотношению событий: сначала рождение, потом означение Его служения, и уже потом выступление на проповедь — крещение».
В практике новозаветной Церкви сообразуясь со словом божественного апостола Павла ветхозаветное обрезание уступило новозаветному крещению, но духовный смысл произошедшего события важно понимать и сейчас. Святитель Феофан Затворник сравнивал праздник обрезания с «обрезанием сердца», когда отсекаются страсти и похотные расположения: «Бросим прежние пагубные привычки, все утехи и всё, в чём прежде находили удовольствие, начнём с этого момента жить единственно для Бога во спасение своё». Также праздник Обрезания, совершаемый на восьмой день жизни Иисуса Христа, несёт ещё и более глубокий, эсхатологический смысл, согласно нашему богослужению: «Осмери́ца дней, нося́щая о́браз бу́дущаго, Твое́ю, Христе́, просвеща́ется и освяща́ется во́льною нището́ю...», за семь дней был создан сей мир, а впереди нас ждёт Великий Восьмой День бытия в единении с Господом.
Будем помнить этот важный церковный день, который ешё раз доказывает всем нам как близок и милостив Господь к человеку, и как же не соразмерно далеко по причине не желания исправить свою жизнь мы отходим от нашего Спасителя.
- 2005 просмотров