16 апреля — Воскрешение праведного Лазаря. Приводим размышления иерея Михаила Березина
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Среди немногих верных друзей Спасителя было семейство Лазаря, состоящее из него самого и двух его сестер — Марфы и Марии. Спаситель любил посещать их дом. И сейчас вот Он идет к ним в Вифанию.
Сестры встречают Учителя и в безотрадном горе повергаются к Его ногам. С горечью, со слезами они говорят Спасителю: «Если бы Ты был здесь, брат наш Лазарь не умер бы» (Ин. 11:21). Господь пришел к ним в последний раз, уже по пути в Иерусалим, где ждали Его крест и смерть. Он идет на страдания и более, чем прежде, благотворит.
Он творит чудо непостижимое, невероятное, никем не ожидаемое. Его даже не просят о таком чуде, как совершенно невозможном. Что осталось от четверодневного мертвеца, который уже смердит? А Христос просто и властно повелевает, и мертвец выходит из гроба живым на глазах у всех.
Для чего Господь наш Иисус Христос творит это чудо? «Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя...» Чтобы уверить нас в непреложности нашего будущего воскресения и вечной жизни. Чтобы явить в последний раз перед страданиями поразительным чудом Свою божественную силу и власть над жизнью и смертью, над законами естества.
Все мы, каждый из нас, оживет, будет жить вечно и никогда не исчезнет, не уничтожится. Это не пустые утешения, не далекие обещания, это — великая реальная действительность. «Знаю, — печально говорит Марфа, — что воскреснет брат мой в последний день» (Ин. 11:24). Каким далеким, сомнительным кажется ей это воскресение. Нет, оно не далеко, оно тут, перед ней, во власти Сына Божия. И кто крепко любит Господа Иисуса Христа, кто верует Его словам, кто доверил Ему свою жизнь и всю надежду, все радости и скорби полагает в сладчайшем Иисусе, тот будет вечно жить, никогда не разлучится со Своим Господом Спасителем.
Господь всегда жив, всегда силен, и мы, по милости Божией, имеем бесконечное счастье и блаженство соединяться с Ним в Святых Таинах Христовых, вкушать от этого бессмертного источника, обновляться душой, изменяться и, находясь еще на земле, имеем залог вечной жизни на небе. «Но как это возможно?» — возразят некоторые. Как может быть, что разложившееся тело, совсем уничтожившееся, вновь оживет, да еще в более совершенной форме? И многие так говорят, всё отвергают, даже смеются над самой мыслью о воскресении и вечной жизни.
«Безрассудный! — отвечает таким святой апостол Павел. — То, что ты сеешь, не оживет, если не умрет» (1 Кор. 15:36). Посмотри на земледельца. Он бросает в землю зерна, будто бы губит их, и если зерно не умрет, не разложится, то действительно не даст плода и погибнет бесследно. Так и при воскресении мертвых: сеется тело душевное, восстает тело духовное (1 Кор. 15:44). Умрет, исчезнет это тело, но в последний день всеобщего воскресения мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся (1 Кор. 15:51). Восстанем все в новом виде, в каком являлся Господь наш Иисус Христос Своим ученикам по Своем воскресении.
Возлюбленные братия и сестры, как мы счастливы этой надеждой вечного света и блаженства! Она прогоняет всякое уныние, всякую безнадежность, всякую печаль и страх. И как жаль людей, которые этой надежды не имеют. Как трудна их смерть, и даже всю жизнь может отравить сознание, что все это кончится и исчезнет без следа.
Какая может быть надежда по смерти для человека, который жизнь свою провел вдали от источника жизни вечной — Бога. А для тех, кто живет со Христом, для них еще на земле смерть — приобретение, по слову апостола (Флп. 1:21). Те, кто в простоте сердца верует словам Спасителя, смотрят на смерть иначе.
Не горюйте, возлюбленные братия и сестры, если в этой краткой земной жизни злострадания и скорби обрушиваются на нас. Если нас не понимают, осуждают, унижают, порицают, считают гордыми, упорными. Если ваши руки и сердце чисты, а вас подозревают в лукавстве и сочиняют всякие нелепости. Если вы честны и трудолюбивы, а вас порицают за леность и двуличие и за то, что вы не идете общим широким путем. Это все отойдет, как сон, как ночь темная. Господь поднимет нас из земного праха для новой жизни, как поднял Лазаря, и покажет нам светлую зарю Своего воскресения.
И еще хочется сказать вот о чем. Господь у гроба Лазаря плакал от жалости ко всему человечеству, находящемуся под тиранией смерти. Он плакал об ожесточении людей, которые не прониклись верой и горячей благодарностью ко Христу, видя такое свидетельство Его божественной силы. Он плакал и о нашем ожесточении, дорогие мои, потому что и доныне мы живем в сомнении и нерадении, которые проникают в наши души, отравляя сознание и живую веру.
Будем же глубоко благодарны Господу за счастье жить вечно, за счастье надежды, которую Он дает нам. И тогда по вере нашей Он воскресит нас по смерти к иной, вечной, жизни и, как у гроба Лазаря, скажет и нам: «Душе, гряди из гроба вон для вечной жизни» (ср.: Ин. 11, 43). Аминь.
- 1071 просмотр