В Петропавловске совершена закладка Севастиано-Магдалининского храма

21 сентября Церковь отмечает праздник Рождества Пресвятой Богородицы. Приводим размышления на этот праздник прот. Виталия Дементьева

Первым по порядку праздником церковного года, следующим за празднованием сентябрьского Новолетия — как прославления Творца за созданный Им мир, — как раз и оказывается двунадесятый (то есть один из двенадцати важнейших) праздник Рождества Пресвятой Богородицы. И это не случайно. Рождение от престарелых родителей долгожданной маленькой Девочки — будущей Богоматери — виделось православным богословам, церковным проповедникам как вполне сопоставимое по своей духовной значимости с сотворением Богом мира и человека. Ведь именно в этот момент — в миг Рождества Пречистой Девы — полагается начало нашему спасению. Вместе с Рождением Марии начинается обновление всего, поврежденного последствиями грехопадения Адама и Евы, мироздания; для самого же людского рода открывается путь к скорой победе над грехом и смертью, к благодатной богопричастности в грядущем Христе.

«Петропавл қаласының балалар үйі» КММ Алғыс айту күні мерекесін атап өту туралы ақпарат

История Рождества Богородицы — простое и безыскусное свидетельство Церковного Предания о горечи бездетности и о радости исполнения просимого у Бога — повествует о событии, по сути, подводящем конечный духовный итог всей ветхозаветной истории Израиля. Но в то же время именно Рождество Богородицы открывает путь и к Новому Завету: к Боговоплощению, вхождению во вселенную Вочеловечивающегося Слова Божия, явлению на земле Господа Иисуса Христа. Тем самым, Рождение Пречистой Девы — это еще и новое начало, новая точка отсчета в бытии человеческого рода, в существовании нашего мира. По убеждению размышляющего об этом святителя Андрея Критского, Рождество Богородицы одновременно оказывается и последним важнейшим событием ветхозаветной истории, ее увенчанием и итогом, и в то же время «порогом», «дверью» Завета Нового, ход истории которого начинается именно с Рождения Пречистой Девы как Матери грядущего Христа. Таким образом, Рождество Богородицы становится областью встречи и одновременно духовного преемства двух Заветов, переходом к новозаветному Царству Благодати от того прежнего состояния рабства, что существовало в эпоху ветхозаветного Закона.

Итак, событие Рождества Богородицы, по мысли святителя Андрея Критского, знаменует конец ветхозаветных преобразований, установлений и начало самой новозаветной истины. Оно — новая точка отсчета в истории спасения человеческого рода. Потому церковный праздник Рождества Богородицы и совершается в самом начале календарного богослужебного года. Он есть, по выражению святителя Андрея, «начало [всех] праздников». О том же говорит и святитель Фотий, патриарх Константинопольский: «Нынешний праздник, воздающий честь Рождеству Девы и Матери Божией, несомненно получает перед всяким [иным] славное преимущество старшинства. Ибо, как мы знаем, что корень является основанием ветвей, ствола, плода, цветка (хотя именно ради плода напряжение и труд [роста] налагается на других) и без корня ничто прочее не вырастает, так и без праздника Девы не явился бы ни один из него произросших [праздников]… Так праздник Девы, будучи корнем, или источником, или основанием (или уж не знаю, как и сказать более подобающим образом), по праву украшается всеми последующими [праздниками], отличается многими великими дарами [Святого Духа] и познается как день всемирного спасения»…

Об основополагающем духовном значении события Рождения Пречистой Девы для всего человеческого рода ясно свидетельствует преподобный Иоанн Дамаскин: «Сегодня начало спасения миру». А преподобный Феодор Студит восклицает: «Настоящее светлое торжество по точнейшему исследованию его служит началом Домостроительства и пришествия Божия к человекам».

Конечно же в этом событии — в Рождестве Пречистой Девы — еще не было совершено само спасение человеческого рода, но лишь положено для него основание. Ведь человека спасает не Сама рождаемая ныне Дева, но грядущий родиться от Нее по плоти Сын Божий. Господь Иисус Христос, а не Богоматерь, есть наш Спаситель и Искупитель от греха. Как подчеркивает преподобный Иоанн Дамаскин, «не ангел, не посланник, но Сам Господь придет и спасет нас».

Именно поэтому не только за спасение человеческого рода, но также и за сам праздник — за церковное торжество Рождества Богородицы — нам следует воздать благодарение и славу одному Христу. Как говорит в своей гомилии святитель Георгий Никомидийский, «совершая настоящий преславный и божественный праздник с сердечным расположением, воссылаем благодарение Христу, предуготовившему все для Собственной славы, для прославления Матери Своей и для спасительного украшения покорных Ему, как Виновнику и Подателю благ».

Святые отцы постоянно подчеркивают: Пречистая Дева была по Своей человеческой природе такой же, как все мы, ничем не отличаясь по естеству от любой из живущих на земле женщин. И тем не менее Ее земной путь оказался абсолютно уникален, ведь Она сделалась Матерью Самого Бога.

В этой удивительной тайне дара Богоматеринства, которого сподобилась простая Девушка из галилейского Назарета, сосредоточено множество парадоксальных и непостижимых для ума богословских истин. Ведь через Нее, Пречистую Деву, нам открылось, что Сын Божий, Второе Лицо Пресвятой Троицы, может стать одним из нас, родиться по плоти. Именно Она, Сотворенная из ничего, произвела из Своего чрева Присносущного Творца, Смертная оказалась в силах родить Саму Жизнь, Временная явила на свет Божественную Вечность, Тленная — Неистление, Та, Кто, как и все люди, находилась в рабстве прародительского греха, даровала нам из Своей утробы Саму Божественную Святость. Именно так, по мысли святителя Андрея Критского, Богоматерь становится — в истории спасения человеческого рода — «Посредницей между величием Божества и ничтожеством плоти».

Путь земного подвига и служения Пресвятой Богородицы уникален и неповторим. Ведь у Бога уже никогда не будет второй матери, и никто из живущих, кроме Нее, больше не удостоится этого удивительного дара — Богоматеринства. Но вместе с тем каждому из нас следует пройти в своей жизни путем Богородицы, уподобляясь Пречистой Деве в Ее личной святости и в духовной чистоте.

Будучи Пречистой Матерью Бога, являясь для всех живущих на земле образцом духовного совершенства, горней нравственной высоты, Пресвятая Дева становится тем прекрасным примером для нашего подражания, следуя которому каждый христианин оказывается способен взойти на само небо.

Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

Прот. В. Дементьев
Храм св. Николая г. Булаево

Категория: 

Система Orphus

Вознесенский кафедральный собор г. Петропавловск | Православная социальная сеть «Елицы»