24 марта Святая Церковь празднует Торжество Православия. Приводим размышления иермонаха Серафима (Максимова)

Слово в неделю Торжества Православия

24 марта Святая Церковь празднует Торжество Православия. Приводим размышления иермонаха Серафима Максимова

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Торжество Православия совершается в первую неделю Великого поста. Оно было установлено в Греции в IX в., в память окончательной победы над врагами Православия — иконоборцами. Как часто бывает, когда в церковные дела вмешивается светская власть, государственные деятели начинают мыслить своими категориями, пренебрегая Преданием и чувствами верующих людей. В свое время император и византийские власти приняли, как им казалось, единственно правильное решение и запретили иконопочитание. А поскольку решение было принято государственной властью, оно приобрело силу закона, а потому каждый, кто отказывался принять так называемое иконоборчество, становился врагом светской власти. Светские силы, государственной власти обрушили прямое гонение на тех, кто почитал святые иконы. И это было особенно страшно потому, что гонение было не от язычников — оно было от своих, и не для того, чтобы искоренить веру, а якобы для того, чтобы веру укрепить.

Учение о почитании икон, основанное на Священном Писании и утвержденное обычаем первых христиан, до VIII в. оставалось неприкосновенным. После VII Вселенского Собора (787 г.), закрепившего почитание икон, наступило ослабление гонений, но только в середине IX в. были освобождены из заточения иконопочитатели.

Основные герои торжества Православия — святая царица Феодора и святитель Мефодий Константинопольский. Основные противники — свергнутый патриарх Иоанн Грамматик и его многочисленные сторонники. Взойдя на патриарший престол, святитель Мефодий обратился к своей пастве со словом увещания и с призывом прощения по отношению к своим былым гонителям: «Надлежит нам, соблюдшим непорочную и православную веру, хоть мы и претерпели многие наказания и скорби от порабощенных ересью, всегда помнить о Господнем гласе: Отче оставь им, ибо не знают, что сотворили».

Патриарх Мефодий установил тогда же особое праздничное богослужение. Православие было торжественно восстановлено на службе в Софийском соборе в Константинополе в первое воскресенье Великого поста, в 843 г. Святая София была наполнена молящимися, среди которых выделялись непреклонные монахи, которые претерпели особо жестокие гонения.

Смысл, идейное содержание торжества Православия, известнейшее догматическое сочинение святителя Мефодия, — «синодик Православия», оно в первый раз было оглашено 2 марта 844 г. «Синодик Православия» ... был гимном, исповеданием веры, он был обращением с призывом к единомыслию и согласию, был предупреждением для тех, кто думает или пишет ошибочно и напротив он был благословением и побуждением для, стоящих в истине и хранящих сокровище христианской веры, церковных мыслителей и толкователей Священного Писания«. Со временем синодик пополнялся анафемами новым еретикам и многолетиями новым защитникам Православия. Так появилось празднование и особый чин, называемый Торжество Православия.

В России чин Православия был введен в XIV в. По замечанию святителя Иннокентия архиепископа Херсонского: «Если бы кто из непочитающих святые иконы принял труд быть свидетелем настоящего нашего Богослужения и видеть, что совершается ныне в храмах наших в честь святых икон, то, вероятно, не усомнился бы признать, что нельзя оказать им почтения более того, какое оказывается нами. Ибо мы не только воспеваем ныне в честь святых икон множество песней хвалебных, не только износим их с торжеством на среду храма и совершаем пред ними благоговейное поклонение, но и возглашаем, наконец, грозную анафему против тех, кои, по-неразумию, дерзают сравнивать святые иконы с истуканами языческими».

Торжество православной веры, хранящей богооткровенную истину, и в наше время остается незыблемым фактом духовной истории человечества. В строгости этой веры — призыв к покаянию. Верность в малом ведет к верности во многом и большом. Верность традиции направлена к неповрежденности самой сути. Молитвенное и покаянное предстояние перед образом Христа — путь к достижению истинного единства со Христом. Наученные тяжелым историческим опытом, будем хранить веру православную, будем просить Господа о том, чтобы никогда не повторялись тяжелые времена. Аминь.

Категория: 

Система Orphus

Вознесенский кафедральный собор г. Петропавловск | Православная социальная сеть «Елицы»