270-летие города Петропавловска. Собор Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла
Крепости старой камни всю боль хранят... Город Петра и Павла — священный град. Дарит ковыль седины родным местам, Горечь тех Горьких Линий и тут, и там. В них нас земля связала одной судьбой. Город Петра и Павла — и твой, и мой. Греет теплом камина и счастьем встреч. Только б святое имя Его сберечь... Валентина Суслова |
С давних пор города украшались не только представительными зданиями, не только домами богатых горожан, центром духовным и архитектурным каждого города, всё-таки считался православный храм.
Украшение нашего города — Покровская казачья церковь, ныне Собор Святых Апостолов Петра и Павла.
Собор является архитектурным памятником, он третий по возрасту из старейших православных храмов на территории Казахстана и сохранившихся зданий города.
Фотография эта представляет собой большую ценность. Во-первых, на ней изображен уголок дореволюционного Петропавловска практически в первозданном виде. Вокруг церкви — незастроенная площадь: не полагалось делать постройки вокруг храмов! И во-вторых, на дальнем плане видна солдатская крепостная церковь Петра и Павла, от которой ныне почти ничего не осталось.
Собор в своей архитектуре является ярким примером культового сооружения, выполненного в стиле «сибирского барокко» и, несмотря на поздние перестройки, сохранившим все основные стилевые характеристики.
Первоначально Покровская церковь была заложена в 1803 году, в 1812 году ее разобрали, а 22 октября 1813 года на том же месте, но с некоторым уменьшением, заложили новую каменную трехпрестольную церковь. Главный престол — в честь святых Апостолов Петра и Павла, северный — в честь святого чудотворца Николая и южный — в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Все приделы последовательно освятили: в 1815, 1818 и 1821 годах.
В 1838 году от пожара сильно пострадала каменная колокольня. Ее разобрали в 1839 году и вместо нее в 1844 году заложили новую колокольню, стоящую отдельно от церкви, соединенную с ней каменным коридором. Строительство колокольни завершилось в 1848 году. Церковь обнесена каменной оградой с чугунной решеткой. Построена ограда на средства прихожан.
Век двадцатый... После революции церковь пришла в упадок. Читаем подшивки местных газет за 1920-1930 годы. Заголовки: «Красный безбожник», «Учителя на попа променяли», «Надо скорее снять с церкви колокола», «Все силы на безбожный фронт» и т. д... Одной из первых в нашем городе пострадала церковь Марии Магдалины (железнодорожная), в 1923 г. закрыли церковь и превратили ее во «дворец молодых безбожников». В 1930г. — принято решение о «ликвидации» Вознесенского собора. А потом дошла очередь и до первых церквей нашего города... И началось...1938 год 16 октября президиум Петропавловского горсовета принял решение о закрытии подгорной церкви и об использовании ее здания для общественных нужд.
Вспоминают очевидцы событий. Г. Пименова: «Видела, как сбрасывали колокол с подгорной церкви. Упал на паперть. Паперть треснула, а колокол остался цел... Толпа стояла. Охали и ахали».
Л. Козина: «Лично видела, как множество людей, держась за толстый трос, пытались сбросить колокол, который был таким большим, что не проходил в окно колокольни. Поэтому пришлось долбить стену, чтобы сделать отверстие пошире. Колокол упал... Люди плакали, крестились, молились... Колокол, падая, издал какой-то плачущий звук... Народу было очень много — вся полнота... Мы, дети, бежали к Солдатской церкви. Ее колокол уже лежал на земле...»
С 1938 по 1946 годы Покровская церковь находилась в ведении облместпрома. Бывший учитель истории М. И. Рогачева вспоминала, как где- то в период с 1941-1943 годы её мать Варвара Федоровна работала в горпищекомбинате. Выпекала хлеб, пироги... Мария Ивановна помнит, как мать водила ее в здание церкви, где располагался цех по выпечке. Она видела сохранившуюся на стенах роспись: ангелы, святые... Было, говорит Мария Ивановна, очень красиво. Мать сказала: «Здесь была церковь...»
С. П Зверковских вспоминает: «В самом храме выпекали хлеб, хранили семена для производства масла». Маслобойка была расположена в конце улицы Подгорной. «Позднее этот промкомбинат стал производить махорку».
Июнь 1946 года. Из воспоминаний М. А. Пятаковой: «Петропавловск посетил архиепископ Алма-Атинский и Казахстанский Николай (Могилевский), ныне канонизированный (август 2000 г.) Он поставил вопрос о восстановлении подгорного храма.
На Пасху 1946 г собралось у Всехсвятской церкви огромное количество народа, была невозможная теснота. Пошли к уполномоченному по делам религий просить о восстановлении подгорной церкви. Разрешение было получено». Облсовет исполкома Петропавловска передал здание подгорного храма общине верующих, по их просьбе Собор начали восстанавливать по найденным в архиве чертежам, заверенными Александром I и датированными 1813 годом.
К моменту восстановления храм представлял собой печальный вид. Церковь обветшала, ее частично разрушили, сняли кресты и колокола. Алтарь и иконостас разгромлены, многие иконы и киоты были варварски уничтожены. Роспись на стенах была покрыта слоем копоти и грязи. Перед центральным алтарем до самого купола возвышалась громадная вытяжная труба. В Никольском приделе стояла огромная кирпичная печь.
Активное участие по восстановлению и очистке храма от нецерковных сооружений приняли прихожане и священнослужители. До наших дней сохранились уникальная грамота, данная протоиерею Владимиру Осипову от самого архиепископа Николая «в воздаяние трудов при восстановлении Петропавловского Собора, в дни его настоятельства в нем и в благословение его беспорочного пастырского служения».
Обо многом говорит этот документ! Прежде всего о точной дате освящения восстановленного храма (богослужения шли уже с 1947 г. Пасха 1947 г праздновалась уже и во Всехсвятской церкви и в Соборе). Грамота 1951 г. подписана человеком, ныне причисленным к лику святых! Оформлена она вручную, что свидетельствует о трудностях послевоенного времени.
9 сентября 1951 года Собор был вновь освящен. В 1952 году храм полностью был восстановлен.
Временно, с 1957 по 1960 (по октябрь 1960г.) в Петропавловске было учреждено викариатство. С 1957-1960 гг. в Соборе служил епископ Петропавловский и Кустанайский Иосиф (Чернов). Посещали и служили в Соборе Митрополит Казахстанский Николай (Могилевский) (июнь 1946), Митрополит Алмаатинский и Казахстанский Иосиф Чернов, Епископ Алматинский и Семипалатинский Алексий (Кутепов). В годы ссылки в Казахстан подгорой снимал жилье и пел в Соборе на клиросе Павел Груздев, будущий старец-архимандрит Павел (Груздев).
Епископ Петропавловский и
Кустанайский Иосиф (Чернов)
Митрополит Казахстанский
Николай (Могилевский)
Архимандрит Павел (Груздев)
Епископ Алматинский и
Семипалатинский Алексий (Кутепов)
Первым настоятелем Собора в послевоенные годы (с 1947г.) был переведенный из Всехсвятской Церкви о. Антоний Волошенко, диаконом служил тогда о. Василий Артоболевский. Настоятелями в разные годы были: о. Антоний Волошенко, о. Владимир Осипов, о. Феодор Кукульский, о. Алексий Улович, архимандрит Димитрий Красуля (60-е гг.), о. Николай Коваленко (60-е гг.), иерей Сергий, протоиерей Василий Рыбчинский, протоиерей Николай Бурдин, с 1994 протоиерей Сергий Снопков. У каждого из них очень интересная биография.
С 1947 года в храме начались церковные службы, непрекращающиеся до настоящего времени.
Собор св. Апостолов Петра и Павла, как и вся наша Церковь, получил новое дыхание после 1988 года — года празднования 1000-летия Крещения Руси.
В 1990 году началось восстановление церковных колоколов. Самый большой из них имеет вес 1200 кг, язык — 60 кг. Жизнь в Соборе активизировалась, увеличилось число прихожан.
На месте старой забегаловки, стоявшей рядом с храмом и прозванной в народе «У Христа за пазухой», воздвигнуто на добровольные пожертвования граждан и организаций красивое кирпичное здание. В нем при новом настоятеле храма протоиерее Сергии Снопкове 16 июня 1997г. в день Святого Духа был освящён Престол крестильного храма в честь праздника святой Пятидесятницы.
Собор благоукрашается как с внутренней, так и с внешней стороны. Украшает фасад мозаика, изготовленная бригадой из Омска, благодетелем является Иванов Олег Александрович. Мозаичная икона Покрова Пресвятой Богородицы и Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла на фасаде колокольни освящена в день Петра и Павла в 2019 г. На восточной части Собора мозаичная икона была изготовлена омской бригадой старанием Калинина Максима Семёновича в 2020 г. А на восточной стене Крестильного Свято-Духовского храма в 2021 г., усердием Калинина М. С. была установлена икона Святой Троицы так же в мозаичном исполнении.
В стенах Собора хранятся доступные для прихожан Святыни: ковчег с мощами Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла, подаренный главой Православной Церкви Казахстана митрополитом Александром, и ковчег с мощами Александра Свирского, который был доставлен нашими земляками иеромонахом Варлаамом (Карабышевым), совершающим свое служение в Санкт-Петербургской митрополии, и иерем Александром Исьяновым.
Настоятелем собора с 1994г. и по сегодняшний день является митрофорный протоиерей Сергий Снопков. Именно при нем (1994 г.) дореволюционная благочестивая традиция, прерванная в эпоху гонений на Церковь — Крестные ходы, была возобновлена.
О. Сергий окончил Московскую Духовную Семинарию и Академию. До г. Петропавловска он был назначен в 1992 г. настоятелем прихода в честь Великомученика Георгия Победоносца на космодроме «Байконур».
Мудрое духовное руководство и образованность, молитвенный настрой, твердость и строгость в исповедании веры, ревность о Боге отца- настоятеля являют пример в слове, образе служения, показывают животворящую веру. Всесторонне развивая общину Собора, о. Сергий заботится о возрастании пасомых в вере, благочестии и чистоте, об обращении ко Христу тех, кто ещё находится вне церковной ограды. В сентябре 2021 г. о. Сергий отметил 30-летие священнической хиротонии. За усердные и многолетние труды во славу Святой Церкви к этому юбилею протоиерей Сергий Снопков был награждён Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом орденом благоверного князя Даниила Московского III степени.
Духовенство храма
Иерей Роман Пудов — клирик
Собора Святых Апостолов Петра и Павла
Иерей Антоний Кудрицкий —
клирик Собора Святых Апостолов Петра и Павла
Иерей Сергий Сафонеев —
клирик Собора Святых Апостолов Петра и Павла
Диакон Павел Орлов —
клирик Собора Святых Апостолов Петра и Павла
При Соборе действует библиотека. Наверное, только в церковных библиотеках можно в наши дни взять почитать труды великих учителей Церкви: Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста. Есть здесь весьма поучительные творения и более близких нам по времени авторов — митрополита Филарета, Игнатия Брянчанинова и многих других.
А книги художественные! Есть у нас замечательные, как говорят прихожане для души», произведения Ивана Шмелёва, Василия Никифорова-Волгина, других прозаиков, лучшие образцы духовной поэзии. Особое место занимают книги нашего современника протоиерея Александра Торика «Димон», «Флавиан» и другие. Протоиерей Александр Торик — священник и писатель, духовник и миссионер. Его творчество направлено на проповедь того, что мы называем «христианскими ценностями» — Любви, милосердия, преображающего душу покаяния — Евангельского пути к Небесному Отцу, приготовившему для Своих возлюбленных чад вечные обители, которых «око не видело, ухо не слышало, и ум не способен уразуметь» то состояние Блаженства — Счастья, которое обретают вошедшие в Радость Господа Своего. В библиотеке можно найти литературу практически по любому интересующему вас вопросу. Кого-то интересует история Церкви, кого-то — тема избавления от собственных недостатков, а кого-то — проблема снов, болезней и т. п. На все эти и многие вопросы можно получить ответ в библиотеке. Есть хорошая подборка выдаваемых напрокат аудио- и видеокассет на самые различные темы. Есть газеты, журналы духовного содержания для взрослых, молодежи и для детей. А подскажет и поможет начать путь в мир книг, наш библиотекарь — Черненко Надежда Васильевна.
Ни одно богослужение, ни общественное, ни частное не обходится без пения, даже церковное чтение представляет собой речь нараспев, произносящуюся на определенной высоте, в определенной тональности. Богослужение напрямую связано с пением, являющимся тем средством, с помощью которого проповедуется Слово Божие.
По мысли святых отцов, церковное пение — это средство Богопознания и средство общения членов Церкви со Христом и друг с другом. Церковь — Тело Христово, одушевлённый организм, владеющий речью, языком и голосом. Этот голос — церковное пение людей.
С 1984 г. в Соборе пел профессиональный хор под управлением Александровой Л. А., который украшал своим пением воскресные и праздничные богослужения. Неоднократно хористы выезжали с духовными концертами по городам и сёлам СКО. В 2000 г. хор был приглашен на международный конкурс православных хоровых коллективов Казахстана в г. Экибастузе, где занял третье место.
Рассказать историю храма и не сказать о детско-юношеском хоре нашего Собора — невозможно. Хор был основан по благословению отца Сергия в 1998 г. Первыми руководителями хора были И. Мизгулина, Е. Нетесова. Всё начиналось с эксперимента, а именно небольшого детского хора, который принимал участие лишь на Пасхальном богослужении. Но вскоре стало понятно, что потенциал юных хористов позволяет строить более амбициозные планы.
С 2001 г. хором руководит Прохорова Ольга Николаевна. За время служения она была награждена пятью медалями. Помимо обязательных Воскресных и праздничных служб хор живёт очень интересной, насыщенной событиями жизнью. За плечами детско-юношеского хора неоднократное участие в городских концертах, посвященных празднованию Рождества Христова и Пасхи, фестивалях Дней славянской письменности и культуры, «Покровских перезвонах». Хор был участником фестивалей православных хоров, проводившихся в столице Казахстана. Также в 2018 году детско-юношеский хор выезжал по приглашению в Тобольск, где участвовал в гала-концерте ежегодного международного традиционного детского фестиваля «Духовная песнь православной Сибири», и был награжден грамотой от митрополита Тобольского и Тюменского Димитрия.
В 2013 г. хор впервые в истории епархии принимал полноправное участие в детской Божественной Литургии, посвященной дню защиты детей. В апреле 2021г. состоялся I Великопостный хоровой фестиваль воскресных школ Казахстана Митрополичьего округа, где детско-юношеский хор Собора принял участие. По результатам голосования победителями фестиваля стали коллективы, в числе которых был наш хор — диплом Лауреатов I степени!!!
Время идёт, дети взрослеют, одно поколение меняет другое. Сейчас хор уже нельзя назвать детско-юношеским — это состоявшийся, с большим профессиональным стажем, взрослый коллектив, который украшает все воскресные и праздничные богослужения.
В 1990 г. при Соборе была открыта Воскресная школа для взрослых о. Николаем Бурдиным, совершались первые паломнические поездки.
В 1995 г. открылась Воскресная школа для детей о. Сергием Снопковым. Вот уже более 30 лет при Соборе открыта Церковно-приходская школа, или просто Воскресная школа, которую посещают не только дети, но и взрослые. По праву школу можно назвать семейной, так как детей приводят родители, дедушки и бабушки, крестные, кто-то приходит с друзьями. Приходят и остаются, чтобы помочь своим детям, себе, близким открыть дорогу к Богу. Ибо в Священном Писании сказано: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог»( Иоанн 1:1). Наша школа — место встречи близких по духу людей.
Учебный план включает изучение дисциплин вероучительного и духовно-нравственного цикла. Занятия в школе проходят по окончании Литургии в воскресные дни.
Духовником нашей любимой Воскресной школы является настоятель Собора Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла протоиерей о. Сергий Снопков. Под его чутким и мудрым руководством в разное время школу возглавляли Куксина Т. П., Остапенко Е. В, Соловьёва Т. Ф, завуч Валова С. Н. Каждый из них внёс свою лепту в развитие и расцвет школы. С недавнего времени руководит коллективом Витрук Е. С.
Цель обучения в Воскресной школе- познакомить учащихся с жизнью в свете христианского Предания, рассказать о мире, о Боге, о человеке, дать ощутить свободу выбора человека и ответственность за его дела, подготовить к таинственной жизни в церкви. Все эти ценности доносят до души каждого нашего воспитанника мудрые, чуткие, внимательные, высокообразованные члены коллектива.
По благословению нашего духовника о. Сергия и при поддержке родительского комитета, воспитанники школы участвуют в международных конкурсах «Красота Божьего мира», «Пасхальная радость», «Рождественские фантазии», олимпиадах «Интернет-карусель», «Основы православной культуры», «Исторические олимпиады», викторинах, «Рождественских» и «Покровских» фестивалях, благотворительной акции «Белый цветок». Работы детей оценены наградами международного уровня.
Нельзя, говоря о школе, не упомянуть о вокально- хореографической группе «Сретение» (худ. рук. Витрук Е. С). Коллектив группы принимает активное участие в мероприятиях митрополии, епархии, города и школы. Яркие выступления на фестивалях «Рождественские колядки», «Серебряная лира», «День Славянской письменности и культуры», «Крещение Руси», «Пасхальная радость», «I Великопостный хоровой онлайн фестиваль-конкурс среди воскресных школ Казахстана» и др. не остаются незамеченными организаторами, получают высокую оценку духовенства. А как приятно детям получать заслуженные подарки из рук нашего настоятеля о. Сергия.
Мы верим, что ещё не одно поколение детей прихожан нашего Собора с удовольствием будут посещать занятия в школе и впитывать духовные ценности.
В середине XIX века (после 1850 г.) в России начали появляться первые общества трезвости. В 1913 г. в Петропавловске развернул борьбу против порока пьянства священномученик епископ петропавловский Мефодий.
При нашем Соборе общество «Трезвение» существует с 2014 г. Его духовным окормителем является настоятель Собора протоиерей Сергий Снопков, руководит обществом Руженская Л. Л. Каждое воскресенье после Литургии проводятся лекции, семинары, тренинги, консультации профессиональных психологов.
Трезвение — духовное бодрствование — путь спасения, христианская добродетель, заключающаяся во внимательном обращении к духовной жизни, дисциплине ума, то есть хранении себя от греха при непрестанном обращении к Богу.
Смысл общества «Трезвение» — оказать православный путь избавления от пагубных страстей и пороков.
Храм занимает особое место в жизни православного человека. Храм — это «небо на земле» — особое, отличное от других строений, здание, посвященное Господу и предназначенное для совершения Богослужения и таинств. Если посмотреть со стороны на него, то бросается в глаза его сходство с кораблем. Да, Церковь — это корабль спасения в штормовых волнах житейского моря, приводящий в вечную жизнь. И какая радость — видеть то, что когда-то было грязным, порушенным, захламленным, вновь чистым, сияющим яркими красками! И делается это не только для нас, нынешних прихожан, но и для тех, кто придет в храм после нас...
- 1711 просмотров