Архиерейский дар храму Пресвятой Богородицы
4 февраля в здании Петропавловского епархиального управления Преосвященнейший епископ Владимир вручил в дар храму Пресвятой Богородицы в с. Чистополье иконы святых евангелистов: Матфея, Марка, Луки и Иоанна.
Иконы с благодарностью принял настоятель святого храма иерей Александр Дениченко.
Иконы предназначены для установки на купол святого храма и без сомнения станут украшением этого, практически самого отдаленного, прихода Петропавловской и Булаевской епархии.
Необходимо отметить, что образы евангелистов выполнены замечательным русским художником XVIII-XIX веков Владимиром Лукичом Боровиковским.
Родился будущий художник в 1757 году на Полтавщине, в казачьей, но очень творческой семье — отец и оба брата расписывали иконы в храмах, чем впоследствии и занялся Владимир, отслужив в 1774 году в Миргородском казачьем полку.
Знаком судьбы можно назвать заказ, полученный Боровиковским в 1787 году, на роспись интерьера в доме известного русского поэта и драматурга Капниста Василия Васильевича. Заказ поступил в связи с предстоящим приездом Екатерины II, путешествующей в Крым. Художник выполнил два панно, с изображениями императрицы и Петра I, на аллегорические темы. Обе картины так приглянулись Екатерине, что она посоветовала ему переехать в Санкт-Петербург и поступить учиться.
Не упустив такую возможность, уже в 1788 году Боровиковский уезжает в столицу. Ограничения по возрасту (ему исполнилось к тому времени 31 год), не позволили ему поступить в Императорскую Академию художеств.
Но он, живя в доме архитектора, графика и поэта Н. А. Львова, знакомится с яркими представителями эпохи русского Просвещения того времени: с поэтом и государственным деятелем Г. Р. Державиным, с академиком Академии художеств Д. Г. Левицким, берет уроки живописи у австрийского графика и живописца при дворе Екатерины — Лампи Иоганна Баптиста.
Уже к середине 1790-х годов — Боровиковский один из популярных и востребованных портретистов.
Не обучаясь в самой Академии, Владимир получает в 1794 году звание «назначенного» в академики. В этом же году, он пишет портрет Екатерины II, вызывающий интерес своим необычным видением императрицы.
В 1795 году, за портрет Великого князя, российского цесаревича Константина Павловича, он удостаивается звания академика живописи.
В 1798 году, уехавший в Австрию Лампи, оставил Боровиковскому свою мастерскую, в которой художник и прожил всю оставшуюся жизнь.
Наступает расцвет его творчества. Знамениты портреты государственных и влиятельных людей: Г. А. Державина, дипломата А. Б. Куракина, министра Д. П. Трощинского, митрополита М. Десницкого, иранского принца Муртаза-Кули-хана и многих других.
У Боровицкого отточенная и в тоже время легкая техника письма, создающая ощущение, что автору не составляет никакого труда творить свои шедевры. Возможно, он слегка приукрашивает образ по сравнению с оригиналом, но делает это изящно и тонко. И все больше заказов от желающих, чтобы портрет был написан именно Боровиковским.
А его великолепная серия из женских портретов просто восхищает своим исполнением. Именно в этот период сентиментализм в работах Владимира Лукича находит самое блестящее воплощение. Выражается он в воздушном, почти невесомом письме, лирическими тонами на фоне природы, общим ощущением нежности и естественности.
Конечно, в первую очередь, это блистательный портрет М. И. Лопухиной. Также известны портреты милых Лизоньки и Дашеньки, нежной и простой О. К. Филипповой, необычной красавицы Е. А. Нарышкиной, живой и юной В. А. Шидловской, торжковской крестьянки Христиньи и множество других.
Все они примерно одного композиционного решения, но в каждой работе неуловимыми штрихами автор подчеркивает характер, индивидуальность, душевность и чувствительность каждой героини.
Боровиковский не оставляет религиозную тему, расписывает стены, пишет иконы для Казанского кафедрального собора.
Его «Благовещенье», «Богоматерь в окружении ангелов», «Распятие», «Великомученица Екатерина» и другие иконы и росписи напоминают, что Боровиковский не только светский живописец-портретист, но и глубоко верующий человек, у которого религиозная тематика неотделима и проходит по всей его жизни.
Символично, что последней работой живописца был иконостас для Смоленского православного кладбища в Санкт-Петербурге, на котором в апреле 1825 года и был похоронен Боровиковский.
Потомками Боровиковский не забыт, его работы и в наше время привлекают внимание свой чистотой, искренностью, сентиментальностью — качествами, которых порой не хватает в современном мире.
- 1706 просмотров