Архиерейский дар храму Пресвятой Богородицы

4 февраля в здании Петропавловского епархиального управления Преосвященнейший епископ Владимир вручил в дар храму Пресвятой Богородицы в с. Чистополье иконы святых евангелистов: Матфея, Марка, Луки и Иоанна.

Архиерейский дар храму Пресвятой Богородицы

Иконы с благодарностью принял настоятель святого храма иерей Александр Дениченко.

Иконы предназначены для установки на купол святого храма и без сомнения станут украшением этого, практически самого отдаленного, прихода Петропавловской и Булаевской епархии.

Необходимо отметить, что образы евангелистов выполнены замечательным русским художником XVIII-XIX веков Владимиром Лукичом Боровиковским.

Родился будущий художник в 1757 году на Полтавщине, в казачьей, но очень творческой семье — отец и оба брата расписывали иконы в храмах, чем впоследствии и занялся Владимир, отслужив в 1774 году в Миргородском казачьем полку.

Знаком судьбы можно назвать заказ, полученный Боровиковским в 1787 году, на роспись интерьера в доме известного русского поэта и драматурга Капниста Василия Васильевича. Заказ поступил в связи с предстоящим приездом Екатерины II, путешествующей в Крым. Художник выполнил два панно, с изображениями императрицы и Петра I, на аллегорические темы. Обе картины так приглянулись Екатерине, что она посоветовала ему переехать в Санкт-Петербург и поступить учиться.

Не упустив такую возможность, уже в 1788 году Боровиковский уезжает в столицу. Ограничения по возрасту (ему исполнилось к тому времени 31 год), не позволили ему поступить в Императорскую Академию художеств.

Но он, живя в доме архитектора, графика и поэта Н. А. Львова, знакомится с яркими представителями эпохи русского Просвещения того времени: с поэтом и государственным деятелем Г. Р. Державиным, с академиком Академии художеств Д. Г. Левицким, берет уроки живописи у австрийского графика и живописца при дворе Екатерины — Лампи Иоганна Баптиста.

Уже к середине 1790-х годов — Боровиковский один из популярных и востребованных портретистов.

Не обучаясь в самой Академии, Владимир получает в 1794 году звание «назначенного» в академики. В этом же году, он пишет портрет Екатерины II, вызывающий интерес своим необычным видением императрицы.

В 1795 году, за портрет Великого князя, российского цесаревича Константина Павловича, он удостаивается звания академика живописи.

В 1798 году, уехавший в Австрию Лампи, оставил Боровиковскому свою мастерскую, в которой художник и прожил всю оставшуюся жизнь.

Наступает расцвет его творчества. Знамениты портреты государственных и влиятельных людей: Г. А. Державина, дипломата А. Б. Куракина, министра Д. П. Трощинского, митрополита М. Десницкого, иранского принца Муртаза-Кули-хана и многих других.

У Боровицкого отточенная и в тоже время легкая техника письма, создающая ощущение, что автору не составляет никакого труда творить свои шедевры. Возможно, он слегка приукрашивает образ по сравнению с оригиналом, но делает это изящно и тонко. И все больше заказов от желающих, чтобы портрет был написан именно Боровиковским.

А его великолепная серия из женских портретов просто восхищает своим исполнением. Именно в этот период сентиментализм в работах Владимира Лукича находит самое блестящее воплощение. Выражается он в воздушном, почти невесомом письме, лирическими тонами на фоне природы, общим ощущением нежности и естественности.

Конечно, в первую очередь, это блистательный портрет М. И. Лопухиной. Также известны портреты милых Лизоньки и Дашеньки, нежной и простой О. К. Филипповой, необычной красавицы Е. А. Нарышкиной, живой и юной В. А. Шидловской, торжковской крестьянки Христиньи и множество других.

Все они примерно одного композиционного решения, но в каждой работе неуловимыми штрихами автор подчеркивает характер, индивидуальность, душевность и чувствительность каждой героини.

Боровиковский не оставляет религиозную тему, расписывает стены, пишет иконы для Казанского кафедрального собора.

Его «Благовещенье», «Богоматерь в окружении ангелов», «Распятие», «Великомученица Екатерина» и другие иконы и росписи напоминают, что Боровиковский не только светский живописец-портретист, но и глубоко верующий человек, у которого религиозная тематика неотделима и проходит по всей его жизни.

Символично, что последней работой живописца был иконостас для Смоленского православного кладбища в Санкт-Петербурге, на котором в апреле 1825 года и был похоронен Боровиковский.

Потомками Боровиковский не забыт, его работы и в наше время привлекают внимание свой чистотой, искренностью, сентиментальностью — качествами, которых порой не хватает в современном мире.

Архиерейский дар храму Пресвятой Богородицы Архиерейский дар храму Пресвятой Богородицы Архиерейский дар храму Пресвятой Богородицы Архиерейский дар храму Пресвятой Богородицы Архиерейский дар храму Пресвятой Богородицы Архиерейский дар храму Пресвятой Богородицы Архиерейский дар храму Пресвятой Богородицы

Категория: 

Система Orphus

Вознесенский кафедральный собор г. Петропавловск | Православная социальная сеть «Елицы»