Будем белее, чем снег
По случаю выпадения первого снега и в предверии наступления зимы хочется рассмотреть упоминания снега в Священном Писании.
Снег упоминается в Библии почти два десятка раз. В большинстве случаях, он упоминается как физическое явление. Но нас интересуют моменты, где снег выступает сравнением с белым цветом, чистотой и святостью. «По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб. И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег; устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые...» (Мф. 28:1-4) Ангел Божий, как вестник Небесного Царства, явным образом отличается от нашего мира. Также он всегда предстает перед нами в духовной чистоте и нравственной праведности. Здесь, помимо этого, белые одежды Ангела несут на себе символику победы и триумфа над смертью.
«И, по прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, и возвёл на гору высокую особо их одних, и преобразился перед ними. Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить.» (Мк. 9:2-3) Вот как объясняет это отрывок Святой праведный Иоанн Кронштадтский: "Так описывает святой Марк просветление одежд Спасителя на Фаворе. Он уподобляет их снегу и говорит, что на земле нет столь белой краски, которая бы равнялась белизне одежд Спасителя. Вот как слава Божия перелилась изнутри вовне — от Божества Спасителя на душу, с души на тело, а с тела — на одежды. Это был чудесный, несозданный, невообразимый свет, который не только одежды Спасителя, но и все вокруг представлял совершенно светлым, белым. Этот свет был ярче и чище солнечного. И от солнечного света иные предметы представляются беловатыми, не будучи такими в самом деле, а от Божественного света Господа Иисуса представлялось все белым. Одежды Его вовсе не были белого цвета, однако ж они стали белы, как снег. (Дневник. Том II. 1857–1858) Здесь белый свет, отождествляющийся со снегом не просто описания чуда Божьего преображения, это передача очевидцем силы действия Духа Святого на окружающих. Сила Божья ослепила человеческую немощь, но дала понять к чему нужно стремиться. «Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои. Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня, ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною. Тебе, Тебе единому согрешил я и лукавое пред очами Твоими сделал, так что Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем. Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя. Вот, Ты возлюбил истину в сердце и внутрь меня явил мне мудрость [Твою]. Окропи меня иссопом, и буду чист; омой меня, и буду белее снега. (Пс. 50:3-9). Евфимий Зигабен говорит, что «...здесь пророк Давид о самом себе пророчит, надеясь, что он совершенно избавится от греха и преисполнится радости...». То есть в этом случае снег выражает радость человека, об избавлении от греха и прощении Божьем. Такой же смысл прощения Божия мы видим в книге пророка Исаии. «Тогда придите — и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, — как снег убелю; если будут красны, как пурпур, — как волну убелю.» (Ис 1:18) Словами пророка Господь говорит, что только при деятельном и искреннем покаянии Господь успокаивает нас надеждою на возможность получить прощение от всякого, даже самого тяжкого, греха.
Итак, мы видим множество мест Священного Писания, где снег попадает в описание Божественной силы и Божественных энергий, духовной чистоты и нравственной праведности, победы над смертью и радостью о прощении Богом человеческих грехов.
На что мы можем почерпнуть из этого для себя? Мы знаем о Боге, в Которого веруем, прежде всего по тому, что Он Сам открывает Себя людям. Это знание называется Откровением. Сверхъестественное Откровение передано нам Самим Богом и записано святыми Божьими людьми. Но как говорит апостол Павел: «Господь хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим 2, 4). Поэтому вторым источником нашего знания о Боге и более доступным каждому для восприятия является совершенство, красота и целесообразность созданного Творцом мира. Это — Естественное Откровение. Оно доступно всем, но особенно восприимчивы к нему люди, посвятившие жизнь изучению окружающего мира, — ученые, философы, художники. Каждый из нас с вами ученый, изучающий Богом созданный мир. Каждый из нас философ, раскрывающий глубины своей души. Каждый из нас художник, рисующий картину своей жизни.
Природа может раскрыть много тайн, если в нее всматриваться...
Игорь Уланов
- 621 просмотр