Чин Погребения Божией Матери

Вечером 28 августа в храме Всех Святых состоялся вынос Плащаницы Пресвятой Богородицы и чин погребения Божией Матери. Торжественность песнопений и грусть момента возвращают нас во времена, когда совершились воспоминаемые события.

Чин Погребения Божией Матери
Фотогалерея

Церковный историк Ювеналий (середина V века) отмечает: «В Святом и Богодухновенном Писании не передается ничего о кончине Пресвятой Богородицы Марии. Однако из древняго и достовернейшаго Предания мы узнали, что во время Ее славного Успения все апостолы, которые были рассеяны по вселенной для спасения народов, в мгновение по воздуху были собраны в Иерусалим, и, когда были поблизости, им явилось видение ангелов и стало слышно пение Вышних сил...», — но, не найдя тела Богородицы на третий день во гробе, — «пораженные чудом Таинства, они только и могли подумать, что Бог Слово и Господь славы благоволил и после отшествия Богоматери почтить ЕЕ и незапятнанное пречистое тело нетлением и перемещением прежде общего для всех воскресения». Перед кончиной Божия Матерь завещала Свое скудное имущество прислуживающим Ей вдовоцам и повелела похоронить Себя в Гефсимании, рядом с могилами Своих праведных родителей и праведного Иосифа Обручника.

Кончину Богородицы Церковь назывет успением, а не смертью, потому что смерть — возвращение земле того, что произведено из нее — не коснулась Божией Матери. Она опочила сладким сном после многоскорбной жизни, «преставилась к Животу».

В XIX веке, по воспоминаниям русских паломников, на Гефсиманском подворье Плащаница с изображением Божией Матери торжественно переносилась в Гефсиманский храм «в воспоминание перенесения тела Богородицы с Сиона в Гефсиманию». Также и Иерусалимский патриарх совершал особую службу в честь Погребения Богоматери, состоящую из пения 17-й кафизмы с прилагающимися к ней припевами-похвалами. (Известно, что 17 кафизма читалась при погребении правоверных евреев в Ветхом Завете. Предание гласит, что именно 17-ю кафизму воспел Христос, идя после Тайной вечери на гору Елеонскую.) На Руси такое богослужение называется Чин Погребенгия Божией Матери или Пахвала Богородицы.

28 августа торжественные богослужения в храме Всех Святых возглавил его Преосвященство Преосвященнейший Владимир, епископ Петропавловский и Булаевский. Ему сослужили клирики храма и духовество города.

По окончании чина Погребения с пением протяжного и грустного Трисвятого Плащаница была обнесена крестным ходом вокруг храма в память о том, как апостолы несли на погребение тело Пресвятой Богородицы.

Через несколько минут после окончания всенощного бдения раздался возглас на чтение часов и на Божественную Литургию. По окончании Литургии владыка обратился к молящимся с приветственным словом. Он отметил, что 6 часов, проведенные в общей молитве, не просто приблизили нас к событиям давних Скорбных дней, но и наполнили наши души радостью: Тело Пречистой «гроб и умерщвление не удержаста» (говорим мы словами богослужебных текстов). Владыка поблагодарил сослуживших ему пастырей, церковный хор, молящихся за тяготы, понесенные во время совместной молитвы.

В своем слове владыка также обратил наше внимание на иконы Богородицы: на каждом образе Пречистой сияют три звезды. В богословии принято считать, что они символизируют образ Присновевства: до Рождества, во время Рождества и после Рождества Богородица оставалась Девою. Но и еще один смысл имеют эти звезды: до нашей жизни, во время нашей жизни, по окончании нашей жизни Богородица заботится о человеческом роде, как о Своих чадах.

Категория: 

Система Orphus

Вознесенский кафедральный собор г. Петропавловск | Православная социальная сеть «Елицы»