Чин Торжества Православия
20 марта 2016 года в Неделю 1-ю Великого поста в Вознесенском Кафедральном соборе города Петропавловска состоялось торжественное молебное пение в Неделю Православия. В богослужении приняло участие духовенство Петропавловско-Булаевской епархии, возглавляемое настоятелем собора святых апостолов Петра и Павла города Петропавловска протоиереем Сергием Снопковым.
Фотогалерея |
Для молитвенного поклонения и укрепления чувств верующих в период Великого поста в главный собор области были доставлены частицы мощей святых:
- первоверховных апостолов Петра и Павла;
- первомученика и архидиакона Стефана;
- святителя Иоанна Тобольского;
- святителя Тихона Задонского;
- священномученика Илариона Верейского;
- святителя Филарета Московского;
- священномученика Константина Меркушинского;
- преподобного Севастиана, старца Карагандинского;
- преподобного Далмата Исетского;
- святого праведного Симеона Верхотурского;
- блаженной Матроны Московской.
Собор не мог вместить всех молящихся, часть людей, несмотря на непогоду, молилась под открытым небом, ожидая доступа к святыням.
По окончании богослужения протоиерей Сергий Снопков поздравил всех с праздником торжества православной веры, а также призвал людей к продолжению начатого великопостного поприща и любви к Матери-Церкви.
Нескончаемый поток людей до позднего вечера прикладывался к святым мощам, ища помощи и покровительства святых угодников Божиих.
К XI веку, возможно и раньше, сложился особый чин Торжества Православия (Последование в неделю Православия, иначе Сино́дик), который к XIV веку был дополнен текстами, содержащими православные догматы. В тексте службы провозглашается торжество церкви над всеми существовавшими ересями, утверждаются постановления семи Вселенских соборов. Особое место в службе занимает чин анафематствования лиц, совершивших, по мнению церкви, тяжкие прегрешения перед Православной церковью.
На Руси чин Торжества православия был введён в XI веке преподобным Феодосием Печерским, который вводил в своей обители ктиторский устав по образцу типика Алексеевского монастыря (один из уставов так называемой Студийской группы) в Константинополе. Сначала в него добавлены были имена почивших князей, святителей, монахов, а позже в него были добавлены имена русских еретиков. Чин неоднократно изменялся и не был единообразным на Руси, рукописные списки в разных местах отличались друг от друга. Первое печатное издание было изготовлено на Украине (в составе Речи Посполитой) в 1627 году в составе Триоди Постной при архимандрите Захарии Копыстенском и под наблюдением «архитипографа» Памвы Берынды. В Москве первое печатное издание в Триоди Постной в 1656 году при патриархе Никоне. Всего к XVIII веку в нём было 20 анафемствований и до 4000 имён людей, объявленных еретиками.
В 1767 году был напечатан чин Торжества православия, отредактированный архиепископом Санкт-Петербургским Гавриилом (Кременецким), который исключил из него многие имена лиц, кому возглашалась «вечная память», а также имена многих гражданских преступников и расколоучителей, которым провозглашалась анафема. Чин ежегодно совершался в кафедральных соборах на середине храма перед иконами Христа и Богородицы. В 1801 году чин был заметно сокращён, в нём стали только перечисляться ереси без упоминания имён еретиков, а из имён государственных преступников остались только Григорий Отрепьев и Иван Мазепа. В 1869 году из текста чина были убраны имена государственных преступников. К 1917 году чин Православия включал в себя двенадцать общих анафематизмов без указания имён конкретных лиц.
- 4207 просмотров