День преставления ко Господу приснопамятного митрополита Алма-Атинского и Казахстанского Иосифа (Чернова)
4 сентября 2017 года — понедельник седмицы
В это день Божественную Литургию в храме Всех Святых возглавил епископ Петропавловский и Булаевский Владимир.
Его Преосвященству сослужили: секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Первушин и духовенство Всехсвятского храма.
Песнопения исполнял хор храма Всех Святых под руководством Михайловой И.Л.
По Сугубой Ектении епископом Владимиром были прочитаны две молитвы: «О мире в земле Украинской» и «О даровании Богом Северо Казахстанскому краю пастырей, преисполненных любви и послушания».
За Литургией возносились заупокойные молитвы о подвижнике благочестия митрополите Иосифе (Чернове, †1975 г.)
Богослужение завершилось панихидой по приснопамятном митрополите Иосифе (Чернове),
Жизнеописание митрополита
Глубоко почитаемый верующими Казахстана исповедник Православия митрополит
В 1910 году в Полоцкий
В 1910 году он поступил в Белынический монастырь. Затем с 1912 по 1917 год нес послушание в Тверском Успенском Отрочь монастыре, где в 19 лет был посвящен в иподиаконы. В 1918 году епископом Арсением (Смоленцем) был пострижен в монашество с именем Иосиф, а в 1920 году рукоположен в иеромонаха.
Во время несения послушания в Таганроге отец Иосиф служил в Никольском соборе, где вел борьбу против обновленцев, захватывавших городские храмы.
В 1924 году возведен в сан игумена.
В 1925 году был арестован
В 1932 году архимандрит Иосиф был хиротонисан во епископа Таганрогского, викария Ростовской епархии. Чин хиротонии в Ростовском кафедральном соборе совершали архиепископы Дмитровский Питирим (Крылов), управляющий делами Священного Синода; Ростовский Николай (Амасийский); Тобольский Назарий (Блинов) и епископ Барнаульский Александр (Белозер).
С февраля 1933 года владыка управлял Донской и Новочеркасской епархией. Он оставался единственным православным епископом в Ростовской области, удерживающим свою паству от живоцерковного соблазна.
В конце Рождественского поста 1935 года владыку Иосифа арестовали и осудили на пять лет концлагерей «за антисоветскую агитацию». Для отбытия срока наказания был направлен в
В декабре 1940 году освобожден и вернулся в Таганрог, затем был выселен в Азов. В этот период принимал участие в деятельности нелегальной общины верующих «Белый дом», тайно служил, совершал священнические хиротонии и монашеские постриги. После того, как во время Великой Отечественной войны Таганрог был оккупирован немецкими войсками, он возобновил открытое служение в качестве Таганрогского епископа (с августа 1942 года).
В октябре 1943 года прибыл в Умань, где 6 ноября 1943 года был арестован гестапо по обвинению в том, что «…прислан митрополитом Сергием для работы на оккупированной территории в пользу СССР». Кроме того, подозревался немцами в работе на английскую разведку.
Митрополит Иосиф вспоминал: «В Таганроге, в архиерейских покоях висела икона 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся. Я, будучи еще молодым иеродиаконом и келейником владыки Арсения, часто проходил мимо этой иконы, но не оказывал должного почитания этим 40 страдальцам и даже немного сомневался в их существовании: то ли были они, то ли их не было…
И вот, зимой 1943 года, в Умани я сидел в гестаповской тюрьме, где окна были без рам, а на улице стоял страшный мороз. Я был почти раздет — на мне только подрясник. И тогда, в этом каменном мешке, я просил смерти: „Господи, дай мне умереть!“ Невозможно было, не было сил терпеть эту стужу.
К городу подступали советские войска, и немцы стали расстреливать заключенных. И вот, я взял в ладони Святые Дары и всю ночь перед ними молился. Верующие Умани собрали золото и подкупили помощника начальника тюрьмы. Он дал слово, что оставит меня в живых, и действительно, тогда как пленных немцы — одних угнали с собой, других расстреляли, — я же остался жив».
Владыку освободили 12 января 1944 года. Вскоре он выехал в Москву для встречи с Патриархом Сергием, но по дороге был арестован в Киеве 4 июня 1944 года. Содержался в Москве в Бутырской тюрьме, затем был переведен в
Владыка рассказывал, как они встречали Пасху в лагере, сидя в одной камере с Чебоксарским архиереем Эммануилом.
Некоторые из уголовников, сидевших вместе с владыкой, выходили из тюрьмы преображенными, верующими людьми. И впоследствии, уже на свободе, они находили владыку, списывались с ним, приезжали к нему как к большому другу и благодарили за то, что он помог им переосмыслить свою жизнь, духовно возродиться.
4 июня 1954 года исполнилось 10 лет с момента ареста. В этот день владыка был освобожден из КарЛага и этапирован в ссылку на поселение в Кокчетавскую область, Алабатинский совхоз, поселок
В марте 1956 года владыка Иосиф был освобожден от дальнейшего нахождения в ссылке и назначен настоятелем Михайловского Архангельского храма городп Кокчетава. Через месяц был переведен в Петропавловск и назначен почетным настоятелем собора святых апостолов Петра и Павла.
Однажды владыка рассказывал сон, который видел в заключении: «Я нахожусь в
22 ноября 1956 года Указом Священного Синода владыка Иосиф был назначен епископом Петропавловским, викарием
Часто он уходил молиться на берег реки Ишим. Там около камня было у него излюбленное уединенное место.
18 марта 1957 года была образована самостоятельная Петропавловская епархия, и владыка Иосиф поставлен управляющим ею с титулом Петропавловский и Кустанайский.
25 февраля 1958 года епископ Иосиф возведен в сан архиепископа.
15 сентября 1960 года Указом Священного Синода назначен архиепископом
Епархия была в трудной ситуации — после смерти уважаемого прихожанами митрополита Николая (Могилевского) в ней происходили конфликты. Архиерей смог успокоить волнения и заслужить доверие паствы, став достойным преемником владыки Николая.
25 февраля 1968 года владыка был возведен в сан митрополита.
Митрополит Иосиф был выдающимся проповедником. Он старался проповедовать за каждым богослужением и говорил как власть имеющий. Его проповеди отличались особой живостью, образностью и поэтичностью. Владыка желал донести до слушающих, прежде всего, смысл Евангельского повествования, которое читалось за Литургией, раскрыть его содержание более широко, более картинно и производил сильное впечатление на верующих, которые еще долго обсуждали между собой услышанное.
Кроме того, он умел найти общий язык с любым по званию и возрасту собеседником. Владыка непременно обращал внимание на свою речь, подбирал удачные слова и выражения, отчего речь его становилась интересной, яркой, запоминающейся.
Владыка очень любил молитву. Он молился подолгу, не только днем, но и ночью, в домашней церкви и в своей келье, где был нарядно украшенный святой угол, или же в кабинете, где на его рабочем столе стоял небольшой аналой, на котором лежали епитрахиль, книги и архиерейский чиновник. Часто можно было видеть владыку стоящим во весь рост или коленопреклоненным перед святыми образами. У него не было установлено для молитвы определенного времени. В дневные часы он молился в промежутках между беседами и встречами с посетителями и в течение дня постепенно прочитывал все положенное монашеское правило.
Митрополит Иосиф известен как гимнограф. Он составлял молитвы, которые читал на молебнах: в день
Последнее богослужение владыка Иосиф совершил в день погребения Божией Матери, в пятницу 29 августа, вечером. Обнося плащаницу вокруг собора, владыка сказал: «
Похоронен митрополит Иосиф был на городском кладбище
Ныне место его упокоения находится в Софийском соборе
- 3177 просмотров