Десятилетие Храма Вознесения Господня: путь к миру, добру и процветанию
26 ноября 2005 года в жизни православных Северного Казахстана произошло знаковое событие — в Петропавловске за несколько десятилетий совершились сразу три Божественные Литургии. В этот день для прихожан открыл свои двери Храм Вознесения Господня, строительство которого началось в 1999 году.
Фотогалерея |
Страницы истории
В Евангелии от Луки повествуется о чуде, случившимся на 40 день после Пасхи. Ученики Иисуса Христа собрались на вершине Елеонской горы. Сын Божий поднял руки, благословил своих последователей. Во время благословления Иисус стал отдаляться от учеников и возноситься на небо. В память об этом событии летом 1865 года, там, где сегодня стоит областной драматический театр, была заложена главная православная церковь старого Петропавловска — Вознесенский кафедральный собор. Тогда это была четвертая церковь города, который
В 1870 году, в день Вознесения, праздничный перезвон десяти колоколов, самый большой из которых весил 513 пудов, «позвал» верующих на первую службу.
Деньги на строительство собора пожертвовала почетная гражданка Петропавловска, вдова купца второй гильдии, Мария Глазкова. Ее муж, Григорий Глазков, нажил состояние на торговле мануфактурой. На грандиозный дар городу Глазкова потратила весь свой капитал. Кроме этого, она передала собору семейное имение, расположенное в нескольких километрах от города, в деревне Ольшанке.
Весной 1929 года в Петропавловске, как и по всей стране, началась беспрецедентная антирелигиозная кампания, в результате которой в городе закрыли практически все церкви, молитвенные дома, мечети, костел и синагогу. Вознесенский кафедральный собор был закрыт решением городского Совета от 2 февраля 1930 года.
Куда только ни обращались прихожане, пытаясь доказать, что приговор городских властей несправедлив. Такие письма, как правило, оставались без ответа, а между тем собор стал систематически подвергаться варварским нападениям. В 1931 году в здание Вознесенского собора переселился областной краеведческий музей. Однако пребывание музея под соборным куполом оказалось недолгим. Вознесенский собор продолжал разрушаться, отопительная система не восстанавливалась, стены сырели и осыпались.
Когда в 1934 году музею удалось, наконец, выбраться из полуразрушенного здания, судьба собора была решена: горкомхозу поручили сравнять собор с землей.
Долгая дорогая к Храму
Однако вычеркнуть из памяти горожан образ Вознесенского собора не удалось. В 1999 году принято решение о строительстве нового храма в 19 микрорайоне. В прошении на имя архиепископа Шымкентского и Акмолинского Елевферия изложена просьба тысяч верующих северного Казахстана: «Благословить строительство храма в честь Вознесения Господня».
20 мая 1999 года в праздник Вознесения Господня состоялась закладка краеугольного камня. На месте будущего собора был установлен большой деревянный крест.
Православные горожане стремились, чтобы строительство Храма закончилось к 2000 году, но жизнь внесла свои коррективы. Строительство растянулось на шесть с половиной лет. Большой вклад внесли местные заводы, крупные предприятия, фирмы. Не остались в стороне и обычные граждане. Так, Семен Иванович Тивиков, житель села Рассвет Кызылжарского района, выкупил деляну, сам пилил деревья и отвозил на тракторе в город.
Чтобы назвать каждого, кто был причастен к строительству храма, понадобится не одна страница. Тысячи североказахстанцев, известные предприниматели,
Имена многих людей были увековечены в самих стенах собора. Это стало возможным, благодаря акции «именной кирпичик», объявленной в момент нехватки строительных материалов. Каждый христианин мог подарить строящемуся храму кирпич, на котором начертано его имя или имя его родственников. Некоторые горожане жертвовали свои дачные домики.
В истории возведения были тяжелые периоды, когда строительство храма было под угрозой. Призывы принять посильное участие в святом деле в течение этих лет появлялись почти во всех СМИ.
«Конечно, временами приходилось очень туго, но мы никогда не отчаивались. Всегда оставалась надежда, что Господь не оставит нас и поможет довести это святое дело до конца. В самые трудные минуты мы находили
«Коренным переломом в ходе возведения храма можно назвать 2004 год, когда на объект приехал аким. Вокруг будущего храма началось кипучее движение, стройка получила второе дыхание, на счет стали поступать крупные пожертвования», — вспоминает отец Сергий.
Неугасимая лампада
Одним из важных моментов в строительстве Храма стал монтаж колоколов. Заказу колоколов уделили особое внимание. Выбор остановили на российской фирме из города
Над церковными куполами трудились работники нескольких Петропавловских предприятий. Обшивку каркасов куполов производили прямо на строительной площадке специалисты из Омска.
Большой путь проделан всеми неравнодушными людьми
Ярким примером дружбы и духовного согласия стали церемонии открытия этих объектов. В них приняли участие мусульманские лидеры и православные священники северного региона страны, верховный муфтий, архиепископ Шымкентский и Акмолинский Елевферий, аким
«Мы вместе решаем наши проблемы в мире и согласии», — подчеркнул епископ. «Я желаю, чтобы люди нашли свою дорогу в этот храм. Будем же свято хранить мир и дружбу, которые царят в нашем общем доме — Республике Казахстан».
Еще одним важным событием в истории Храма стало посещение кафедрального Собора Главой государства Нурсултаном Назарбаевым в сентябре 2006 года.
«По нашей земле прошли все мировые религии. Но у нас никогда не было нетерпимости верующих по отношению друг к другу. Многонациональному, многоконфессиональному народу Казахстана всегда были присущи особая толерантность, высокий дух взаимоуважения и взаимной поддержки. Сегодня наша страна намерена войти в число самых процветающих стран мира. Мы достигнем этого, если и дальше будем укреплять дух согласия и мира в Казахстане», — сказал Нурсултан Назарбаев, обращаясь к верующим в храме.
Со дня открытия Храма прошло уже 10 лет. За этот период многое изменилось. Активно работает Воскресная школа, Отдел Социального служения, ведется большая работа по укреплению мира и согласия между народами, живущими в области.
Как утверждает казахская поговорка, неверные друзья подобны тени: в солнечный день они следуют за вами по пятам, а в ненастье бесследно исчезают. Этого не скажешь о жителях Северного Казахстана: они всегда вместе и по первому зову помогают друг другу и словом, и делом. Потому что на собственном опыте давно уже убедились: принадлежность к разным этносам и приверженность разным религиозным убеждениям при трезвом, взвешенном подходе к проблемам межнациональных отношений, не разобщает, а, наоборот, сближает людей.
Фото: Александр Коротков
- 3524 просмотра