В Петропавловске совершена закладка Севастиано-Магдалининского храма

III неделя Великого поста носит название «Крестопоклонной». Приводим размышления протоиерея Федора Бердика

Протоиерей Феодор Бердик

В воскресенье третьей недели Великого Поста на всенощном бдении в центр Храма выносится Животворящий Крест, которому всю неделю поклоняются верующие.

Как путник, уставший от долгой дороги, отдыхает под раскидистым деревом, так и православные христиане, совершая духовное путешествие в Небесный Иерусалим — к Пасхе Господней, находят в середине пути «Древо крестное», чтобы под его сенью набраться сил для дальнейшего пути. Или как перед приходом царя, возвращающегося с победой, вначале шествуют его знамена и скипетры, так и Крест Господень предваряет Христову победу над смертью — Светлое Воскресение.

Отношение Церкви Божией к Кресту Господню иногда кажется миру необычным и удивительным. Да и мы с вами, будучи людьми во многом душевными, а не духовными, тоже порой разделяем с миром эти недоумения. Например, почему в церковном предании вот уже два тысячелетия сохраняется отношение к Кресту как к особой, непостижимой, но девственной живой силе? Ведь и сейчас, Великим Постом, мы каждый день за богослужением молимся: «Непостижимая и непобедимая и Божественная сило Честнаго и Животворящего Креста, не остави нас грешных»!

Исполнение Воли Божией в нашем мире, невзирая ни на какие препятствия, ни на какие трудности, страдания и самою смерть, — это и есть Крест в понимании Церкви.

Всякое, конечно, деяние и чудотворение Христово — весьма велико и божественно, и удивительно, но удивительнее всего Честной Его Крест. Ибо смерть ниспровергнута, прародительский грех уничтожен, ад ограблен, даровано Воскресение, дана нам сила презирать настоящее и даже саму смерть, возвращено первоначальное блаженство, открыты двери рая, наше естество село одесную Бога, мы сделались чадами Божиими и наследниками не через другое что, а через Крест Господа нашего Иисуса Христа. Ибо все это устроено через Крест: «все мы, крестившиеся во имя Иисуса Христа, — говорит апостол, — в смерть Его крестились» (Гал.3,27). И далее: Христос есть Божия сила и Божия премудрость (1 Кор.1,24). Вот смерть Христа или Крест, одел нас в ипостасную Божию премудрость и Силу. Сила же Божия есть слово крестное или потому, что через него открылось нам могущество Божие, то есть победа над смертью, или потому, что подобно тому как на четыре конца Креста, соединяясь в центре, твердо держатся и высота, и глубина, и длина, и широта, то есть вся видимая и невидимая тварь.

Крест дан нам в качестве знамения на челе, как Израилю — обрезание. Ибо через него мы, верные, различаемся от неверных и узнаемся. Он — щит и оружие, и памятник победы над диаволом. Он — печать, для того, чтобы не коснулся нас Истребляющий, как говорит Писание (Исх.12,12,29). Он лежащих восстание, стоящих опора, немощных посох, пасомых жезл, возвращающихся руководство, преуспевающих путь к совершенству, души и тела спасение, отклонение от всяких зол, всяких благ виновник, греха истребление, росток воскресения, древо Жизни Вечной.

И для нас, христиан, тот Крест, к которому призывает каждого из Своих учеников Спаситель: «Возьми Крест свой, и следуй за Мною (Мк.8.34), — есть также не что иное, как призыв к исполнению заповедей Божиих во всех обстоятельствах, в которых человек окажется в годы, отпущенные ему на земле. Тогда Крест каждого из нас становится подобием Креста Христова. Тогда сила, полученная Спасителем от исполнения Им воли Отца, становится и нашей силой.

Поклоняемся же мы и образу Честнаго и Животворящего Креста, хотя бы он был сделан и из иного вещества; поклоняемся, почитая не вещество (да не будет!), но образ, как символ Христа. Ибо Он, делая завещание Своим ученикам, говорил: «Тогда явится знамение Сына Человеческого на небесе» (Мф.24,30), разумеется Крест. Поэтому, и Ангел Воскресения говорил женам: «Иисуса ищите Назарянина распятого» (1Кор.1,23). Хотя много христов и иисусов, но один — Распятый. Он не сказал: «пронзенного копием», но «распятого». Поэтому, должно поклоняться знамению Христа. Ибо, где будет знамение, там будет и сам Он. Веществу же, из которого состоит образ Креста, хотя бы это было золото или драгоценные камни, после разрушения образа, если бы такое случилось, не должно поклоняться. Итак, всему тому, что посвящено Богу, мы поклоняемся, относя почтение к Нему Самому.

Никогда не будем стыдится показать себя христианами! И помня обо всем, проходя мимо храма, увенчанного Крестом, никогда не пренебрежем драгоценной возможностью почерпнуть силы и поклониться всему тому святому, великому и животворящему, что заключено в спасительном образе Креста Господня.

Категория: 

Система Orphus

Вознесенский кафедральный собор г. Петропавловск | Православная социальная сеть «Елицы»