В Петропавловске совершена закладка Севастиано-Магдалининского храма

IV Неделя Великого поста посвящена памяти преподобного Иоанна Лествичника. Приводим размышления иерея Сергия Осинцева

Иерей Сергей Осинцев

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

В этот Воскресный день мы вспоминаем великого подвижника Иоанна Лествичника, образ которого помогает нам утвердиться в том пути, который мы проходим с начала Великого поста.

«Вот образ, — говорит святая Церковь, — того, кто взял свой крест и пошел за Христом, и образ того, кто оставил нам творения свои, творения того, кто опытно раскрывает все христианское делание».

Иоанн Лествичник святой VI века, который от юности своей подвизался в монастыре, а по прошествии некоторого времени удалился к горе Синай, где прожил 40 лет. Вернувшись в Синайскую обитель глубоким старцем, где братия пожелала видеть его своим игуменом. Узнав о столь дивном подвижнике, игумен соседнего монастыря обращается с просьбой к Иоанну Лествичнику, дабы тот написал ему руководство христианской жизни. Это руководство бережно сохранила для нас Матерь-Церковь, которое заключает в себе опыт самого подвижника, который имеет подтверждение у Отцов Церкви. Руководствуясь опытом других подвижников, Иоанн Лествичник применил его на своей жизни и подтвердил его, преобразив своими личными духовными достижениями.

Этого подвижника и преподносит нам святая Церковь, говоря, что если мы действительно желаем идти за Христом, то должны подражать опыту того, кто уже прошел этот путь. Иоанн Лествичник считает, как и все подвижники, что мы являемся на эту землю для подготовки к иной жизни, и здесь мы должны приблизиться к Богу.

Как это сделать?

Есть только один путь — путь опыта, путь, во-первых, непосредственного откровения Бога в душе человека, а затем путь восхождения — восхождения своей души. И вот для нас, кто в той или иной мере уже идет за Христом, для нас ясно, что мы сейчас опытно идем этим путем; Господь открыл нам сначала первый знак Своей любви, первую радость, радость молитвы без усилий, радость любви ко всем. Это все давалось даром и казалось легко. А дальше есть два пути, как говорит Иоанн Лествичник: первый путь — борьба со страстьми и похотьми, жизни в Боге, или второй путь — путь разглагольствования, путь говорения о Боге, путь слушания тех или иных людей, говорящих о Боге. Иоанн Лествичник говорит, что для этого пути не нужно опыта, но он ни к чему не приводит, а если к чему и приводит, то, скорее, к погибели.

Мы получаем от Господа радость молитвы. Все мы когда-нибудь молились, а, может, некоторые из нас и сейчас еще молятся в радости и слезах. Многие из нас знают и радость любви, радость несения креста, радость жизни в Боге. А дальше многие из нас пошли путем легким — путем разглагольствования о Боге, забыв, что страсти наши еще не умерщвлены, что та радость была дана Господом как милость, и решив, что все это принадлежит нам. А знает Бога только тот, кто очищает свою душу, ибо подобное познается подобным.

Возвратимся же к тому пути, к которому зовет нас Иоанн Лествичник, которым шли великие подвижники опытно и который оставили они нам в своих творениях. Отошли мы от них, мы, нынешние русские люди, заболтались о Боге. Может быть теперь, когда иные из нас чувствуют, что так дальше нельзя, может быть теперь, когда творим память Иоанна Лествичника, десятки лет очищавшего свою душу, оценим оставленный им его опыт. Не для разглагольствования дана нам «Лествица», но для того, чтобы идти, чтобы восходить по ней. Давайте же помнить, чем заканчивает преподобный Иоанн свою Лестницу:

«Восходите, братие, восходите усердно, полагая восхождение в сердце своем и внимая пророку, который говорит: „Приидите, взыдем на гору Господню, и в дом Бога нашего“ (Ис. 2, 3). Совершающего „нозе наши, яко елени и на высоких поставляющего“ (Пс. 17, 34), чтобы нам соделаться победителями на пути Его. Так и я умоляю вас с Апостолом, сказавшим: „дондеже достигнем вси в соединение веры и познания Сына Божия, в мужа совершенна, в меру возраста исполнения Христова“ (Ефес. 4, 13). Христос же, крестившись в тридесятое лето видимого возраста, получил тридесятую степень в духовной сей лествице: ибо любовь есть Бог. Ему хвала, Ему держава и Ему слава; в Нем начало всех благ и есть, и было, и будет в бесконечные веки». Аминь.

Категория: 

Система Orphus

Вознесенский кафедральный собор г. Петропавловск | Православная социальная сеть «Елицы»