Казахстан может остаться без преподавателей
В Петропавловске уже четверть века действует единственная в стране православная общеобразовательная гимназия.
Во всем мире система христианских школ является крупнейшей негосударственной системой образования. Так, в 2014 г учебном году 6 700 католических школ Америки открыли свои двери для более 2 млн учеников. Для сравнения: всего в США учится около 55 млн школьников, которые посещают 132 тысячи школ.
В 2016 году католическая церковь Европы поддержала 44 тысячи средних и 95 тысяч начальных школ.
А как у нас? Как ни старались, подобной статистики по Казахстану найти не удалось. Однако через «узун-кулак» выяснили: в СКО, в Петропавловске, уже четверть века действует православная общеобразовательная гимназия. Названа она в честь Сергия Радонежского и как общеобразовательная школа сформирована в 1995-м. В начале октября 2020-го отметила двадцатипятилетний юбилей. По сути — ровесница Казахстанской Конституции. В 2001 году, когда казахстанские учебные заведения лицензировались, гимназия получила государственную лицензию на право ведения образовательной деятельности в Казахстане.
Когда-то в далеком 1991 году на базе старейшего в Северо-Казахстанском регионе храма Всех Святых была создана воскресная школа. Затем родители озадачились отсутствием выбора среди малого количества общеобразовательных школ в городе и принялись решать эту проблему. Сейчас, например, вопросы с наличием-отсутствием школ на государственном языке решаются гораздо проще и быстрее. Так, на днях президент страны посетил такую школу на 1200 учащихся во время визита в Карагандинскую область. Касым-Жомарту Токаеву показали оснащённые современным оборудованием учебные кабинеты, STEM-лабораторию, кабинеты робототехники и интеллектум, школьную телестудию и медиастудию. Для организации внеурочной деятельности и работы кружков созданы ART-студия и зал хореографии. В соответствии с требованиями времени и рынка.
Все было намного сложнее 25 лет назад. Первая и самая главная проблема — отсутствие здания. Решилась она так. В 1994 году городской акимат передал епархии остов разрушенного здания детского садика с участком земли. По мере восстановления здания год за годом запускались классы: первый, второй и далее. Первый полный выпуск состоялся в 2006 году, а в 2021 году будет пятнадцатый выпуск. Сегодня общее количество учеников с первого по десятый класс обучения составляет 194 человека.
Между тем на начало миллениума, в 2003 г., в католических школах Европы обучалось 7,5 миллионов детей. В Германии в католических школах учились 3% всех учеников. В Бельгии доля детей, учащихся в католических школах, составляет 50%, во Франции и Испании — 20%, а в Италии — 10%.
Фокус гимназии им. Сергия Радонежского — на гуманитарные дисциплины с целью через историю, географию, литературу привить детям любовь к жизни, себе и отечеству. Директор школы, епископ Владимир, возглавляющий Петропавловско-Булаевскую епархию Русской Православной Церкви, считает, что в системе образования гимназии главная задача — подготовить детей к правильному выбору жизненной позиции. Чтобы ребенок знал свои корни и ценности, на которые нужно ориентироваться.
Среди казахстанских родителей существует стереотип, что дети, окончившие православную школу, обязаны поступать только в высшие духовные заведения. Однако это не так. Выпускники школы поступают и успешно заканчивают разные светские вузы как в Казахстане, так и в ближнем зарубежье. Довольно высок процент детей, которые поступают в российские вузы и учатся по европейским стандартам. По статистике, которая ведется в школе, за эти годы по 13% выпускников выбрали для дальнейшей учебы педагогические и юридические вузы, в медицинские и теологические вузы поступили также по 17% выпускников. Больше всех выпускников выбрали технические специальности — 30%. Творческим профессиям обучались 10% выпускников.
Среди первых выпускников гимназии — музыканты московской консерватории, врачи московской хирургической клиники, преподаватель тюменской школы. Один из лучших выпускников второго года выпуска — ведущий гобоист симфонического оркестра Казанского оперного театра.
Костяк преподавательского состава гимназии, около 80% учителей — выпускники еще советской школы. Педагоги со своим отношением к действительности. Они стараются давать детям комплекс знаний через патриотическое воспитание. Потому как сами воспитывались на убеждениях, что из ребенка нужно вырастить и сформировать личность, которая будет творцом, созидателем.
— Творец в первую очередь любит свою родину. А нынешнее образование зачастую ставит во главу угла сформирование грамотного потребителя. — Вздыхает директор гимназии епископ Владимир. — Казахстан, как и другие страны, ожидает беда остаться без преподавателей. Потому что молодежь после вуза не идёт преподавать в школы. Это адский труд и нескончаемый эксперимент. Например, мы за последние десять лет купили три комплекта новых учебников. Новые программы поступают каждые три года. Это дорого и приходится быстро перестраиваться. Глобальная перестройка, которая затевалась лет пять назад — рухнула. Однако учебники были закуплены и выброшены. Сегодняшняя программа опять обновлена.
Учебная программа в гимназии не отличается от стандартной государственной, кроме углубленного изучения предмета. Дети не занимаются с репетиторами: все непонятные вопросы разбирают с преподавателем. Другая важная черта классического обучения в этой школе — использование широких общественных связей с посольствами, духовными центрами для углубленного изучения разных дисциплин.
В школе очень любят сотрудничество с теми, кто поддерживает творчество детей. Налажены связи с посольством Швеции в РК. Для учащихся всех средних школ Северо-Казахстанской области в гимназии проводят олимпиады разной тематики. На знание истории шведско-русской войны, творчества Астрид Линдгрен, о шведских танцах, национальных гимнах и других творческих и спортивных мероприятиях. В таких олимпиадах участвуют в общей сложности до трехсот учеников общеобразовательных школ СКО.
Под руководством ученого-физика, который преподает в гимназии, группа детей нашли и решают интересную проблему перистых облаков, которые влияют на погодные условия. После победы на всероссийской олимпиаде темой ребят заинтересовались ученые из Новосибирского Университета и из МГУ. Команду пригласили в Новосибирский университет, чтобы продолжить изучение данной темы.
Один раз в год, весной, проводится тотальный диктант по русскому языку с целью популяризации и повышения грамотности в знании родного языка. Диктант привлекает желающих разных возрастов — от 14 лет и старше. Так, самой старшей участнице диктанта было 86 лет. Темы меняются, однако они всегда связаны с известными юбилейными датами. В разные годы приходят от 150 до 180 человек. Многих известных людей Петропавловска привлекают эти диктанты: они приходят проверить свои знания инкогнито.
Дети начальных классов находятся на полупансионе и учатся с 8:00 утра до 17:00, что привлекает работающих родителей. С утра педагоги преподают основные предметы, а после обеда приходят воспитатели и до вечера занимаются с ребёнком. В стандартных не карантинных условиях предусмотрены обед и полдник. После учебы дети делают в школе домашнее задание и занимаются в кружках по направлениям: танцы, хоровой, театральный, шахматный или в спортивной секции. По субботам дети занимаются художественным творчеством в сопровождении приглашенного специалиста.
Школа-гимназия некоммерческая. Второй год находится на частичном подушевом финансировании. Ранее финансирование было целиком за счёт епархии. Сейчас на каждого ребенка государство выделяет определенную сумму согласно госзаказу. Эти суммы закрывают фонд оплаты труда учителей. Касательно оплаты обучения: ежегодно накануне занятий в школе родительский комитет совместно рассчитывает стоимости коммунальных платежей, оплаты работникам столовой и непедагогических кадров, стоимость аренды земли и закуп инвентаря, и определяет сумму пожертвований на каждого ребенка. В этом году сумма для учебной смены составила 14 000 тенге, а полупансиона с питанием — 26 000 тенге в месяц.
Помогает также поддержка спонсоров — частных лиц, среди которых встречаются и родители учеников. Кто овощи привезет, кто инвентарь подарит или ремонт сделает. В этом году школе подарили компьютерный зал.
— В последние два года в СКО существует концепция модели «школа-сад». У нас в городе пытаются передавать детские сады частным лицам в управление, чтобы снять их с баланса государства. — Рассказывает директор о планах на будущее. — Рядом с гимназией расположено здание детского сада. Мы ведем переговоры, чтобы взять его в пользование под расширение образовательного пространства. Выпускники детского сада шли бы в гимназию. Касательно спортивных мероприятий: была идея построить спортивный зал, чтобы мы использовали зал под занятия днем, а после 16:00 — наши тренера занимались бы со всеми желающими детьми из микрорайона. Получился бы такой духовно-культурный центр для роста и развития граждан Казахстана. Это было бы замечательно.
Однако гимназия носит имя в честь Сергия Радонежского, ее учредителем является православный храм, и многих это останавливает от оказания поддержки. Хотя дети получают светское образование. Если бы это была просто частная школа — то возможно, все бы повернулось иначе. Нам предлагали сменить название. Но мы рассудили, что если можно назвать школу в честь исторической личности Аблай хана, то почему нельзя назвать гимназию в честь исторической личности Сергия Радонежского? Который жил в 14-15 веке нашей эры и оставил по себе добрую память.
Директор считает, что главный секрет того, что гимназия живет и процветает более 25 лет — это педагоги, которые работают в гимназии с первых дней. Когда приходят молодые учителя, они проходят через школу наставничества. При этом, все решают общую задачу, потому что объединены единой глобальной целью.
У родителей «роман с гимназией» начинается с влюбчивости, когда они впервые приходят и видят атмосферу, царящую в школе, условия для ребенка. Затем она перерастает в любовь. Дважды в год проводятся общие встречи с родителями: с чаепитием и концертом. Дети показывают родителям свои достижения в творчестве. Они несут плоды своего роста и развития домой, и их успехи определяются не только хорошими оценками, но и финансово. Например, тех, кто хорошо учится в начальных классах — переводят на бесплатное питание. Для родителей это небольшое снижение затрат, однако для ребенка важно участвовать в семейном бюджете.
Участие в мероприятиях тоже пытаются финансово стимулировать. Каждый победитель в олимпиаде, в спорте, в творческих конкурсах получает премию. Ребенка это мотивирует — у него есть карманные деньги. Однако самое показательное — когда ученики первых лет приводят в гимназию своих детей. Преемственность учеников — главная оценка деятельности гимназии. Таких семей много и их количество растет год от года.
Завершаем беседу с директором гимназии Сергия Радонежского епископом Владимиром пожеланием детям и родителям своих учеников.
— Родителям хочу пожелать, чтобы они любили своих детей. «Ведь любить — это не засыпать подарками, не кормить, а оказывать человеку внимание», — говорит епископ Владимир. — Недавно прочитал одно высказывание про счастье. «Счастье — это дело, которым ты занимаешься». Как бы хотелось, чтобы родители знали свое дело в воспитании ребенка, дети знали свое дело в обучении, и постоянно этим занимались. Когда я веду урок, часто замечаю: всем детям даю одинаковую информацию, при этом у одного ребенка горят глаза, а другой ребенок не хочет её в себя впустить. Ведь что значит — не понимает математику или физику — он не хочет это впустить в себя. И думаешь: ну что же тебе не хватает? А не хватает элементарного — счастья. Хочется, чтобы ребенок открыл для себя что-то новое и этот кусочек счастья в себя впустил. Вот детям хочу пожелать, чтобы каждый ученик нашел для себя дело, которое станет счастьем в его жизни.
Рита Филатова
- 1702 просмотра