Неделя 3-я Великого поста. Крестопоклонная
Не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира. Гал. 6, 14 |
Животворящий Крест Господень сопутствует христианину во все дни его земной жизни. Крест увенчивает купола наших храмов, крест мы носим на груди, крестным знамением осеняем себя при молитве, да и над могилами удостоившихся христианского погребения возвышается крест — знак надежды на воскресение к жизни Вечной.
«Приидите вернии, животворящему древу поклонимся, на немже Христос Царь славы волею руце распростер, вознесе нас на первое блаженство», — воспевает Святая Церковь. Впитав в себя Пречистую Кровь Спасителя, Крест Господень приобрел способность оживотворять, уподобился райскому Древу жизни. От одного прикосновения к Честному Кресту Господню воскресали мертвые. Хранящие в этом мире верность Кресту Христову сподобятся Вечной жизни в Царствии Небесном.
Во времена языческие и ветхозаветные крест вызывал у людей лишь ужас. Ибо человеческая жестокость измыслила казнь через распятие на кресте как кару самую позорную и мучительную, предназначенную для совершивших тягчайшие преступления. И
Крест предназначался злодеям, а взошел на него Единый Праведный. Даже тень недоброго поступка, нечистой мысли не касалась Пресветлой души Иисуса Христа — на позорную казнь шел Он за преступления людей, прошлые и будущие, в страдание Свое вместил Он весь океан страданий рода человеческого. Его земное Тело было так же, как наши тела, подвластно боли, а Душа Его безмерно острее, чем наши закосневшие в грехе души, ощущала скорбь и поругание. Нам не дано и представить себе горечи той чаши страдания, которую испил Спаситель за бесконечно долгие часы умирания на Кресте.
Слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия (1 Кор. 1, 18), — говорит Апостол. Поклоняясь Кресту, мы поклоняемся крови и страданиям Сына Божия, храним память о Жертвеннике, на котором Любящий Господь ради нашего спасения принес величайшую Жертву.
Ныне мы достигли уже середины Великого поста. В эти дни в православных храмах выносится для поклонения Животворящий Крест — чтобы напомнить, какую безмерную тяжесть перенес Спаситель, Которому мы призваны подражать. Это воспоминание должно помочь нам, немощным и порою ропщущим под бременем поста, воодушевить нас на довершение этого малого, доступного каждому христианину, подвига.
Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мк. 8, 34), — говорит Христос. Великая тяжесть Креста Господня не под силу слабому человеку, поэтому Промыслом Божиим каждому из нас уготован свой крест, несоизмеримо более легкий. Выпадающие нам в жизни трудности и испытания, болезни и утраты должны послужить лишь ко спасению нашему, принимать их терпеливо и смиренно — это значит нести свой крест. Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие (Деян. 14, 22). Следуя по пути Христову, мы должны отказаться от греховных дел, вести борьбу с греховными побуждениями, ибо те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями (Гал. 5, 24).
Христиане призваны сораспяться Господу Иисусу, чтобы потом совоскреснуть Ему. Спаситель волей Своей избрал Крестный жребий, вот так же и мы должны свободной волей своей прийти к самоограничению в дни Великого поста. Спросим себя, на что же мы годны, если часто даже от скоромной пищи отказаться не может? Как тогда противостанем многообразным соблазнам лежащего во зле мира? Как и подумать сможем об иных христианских подвигах, высший из которых — и жизни своей не пощадить за Христа и ближних?
Смиренное несение своего креста дает человеку благодатные силы для отгнания бесов и демонов, стяжания чистоты жизни и душевного мира. Поклоняясь Кресту Христову не только внешне, но всем сердцем и всею душою, мы становимся наследниками победы Спасителя над злом.
Святой Крест дарован нам Господом как могущественная помощь и защита от бед. По лености и греховности своей мы часто просто не в состоянии пользоваться этим победным оружием в невидимой брани. Если бы мы всегда с должной верой и благоговением осеняли себя крестным знамением и прикладывались ко Кресту, все бы ныне здравствовали и душой и телом.
Имея такое всесильное духовное оружие, будем же проводить дни поста не в унынии, а в веселии духа, восклицая вместе со Святою Церковью: «Радуйся, Пречестный и Животворящий Кресте Господень, прогоняяй бесы силою на тебе пропятаго Господа нашего Иисуса Христа, во ад сшедшаго и поправшаго силу диаволю и даровавшаго нам тебе Крест Свой Честный на прогнание всякаго супостата».
Протоиерей Евгений Яшенькин
- 3867 просмотров