Неделя 5-я Великого поста. Преподобной Марии Египетской

Протоиерей Феодор Александрович Бердик

В пятое воскресение Великого Поста, посвященное преподобной Марии Египетской, перед неделей, подготовительной к Страстным дням, Церковь достигает полноты покаяния. Мы знаем, она была всем известной грешницей, предметом искушения и соблазна для всех, по своему нраву современная, очень современная — позорная женщина, с самых юных лет.

Как она стала грешницей, мы не знаем: существовало ли зло в ней самой? Была ли она соблазнена, подвергалась ли насилию? Как она стала блудницей, мы никогда не узнаем. Только, если раньше такая жизнь была порицаемой, то теперь этим позором хвалятся, пропагандируют эту клоаку, это злосмрадие греховное, как что-то прекрасное, как что-то ароматное.

Все делается, чтобы превратить всех девушек в Марий Египетских без покаяния. С раннего детства начинается преступное растление. В школах устраивают конкурсы красоты для третьеклассниц наподобие недавнего вступления в пионеры; о конкурсе стриптиза пятнадцатилетних пишут объявления и, для некоторых, вовлечение детей в эту индустрию становится обычным бизнесом. Если еще общество потворствует разврату, то оно не заинтересовано в своем сохранении.

Даже неверующие понимают — ядро общества и государства — семья, и с распадом семьи, с разрушением нравственности наступает общественный хаос. Сатане недостаточно растлить, главное — не допустить покаяния. Для этого создается в обществе атмосфера насмешки над целомудрием, над девством, над верностью в браке, над покаянием. И, прежде всего, именно с этой целью ведется яростная атака на Церковь.

Что же делать? Мария почувствовала, что не может войти в Храм, но не стоит представлять, что чудесная сила не давала переступить ей порог, сила эта была, вероятно, в ней самой. Она почувствовала, что эта область слишком свята, чтобы она посмела войти в Ее присутствие, стоять внутри Храма. Но этого было достаточно, чтобы она осознала, что все ее прошлое темно, и что выйти из него можно одним путем: сбросить с себя все зло и начать новую жизнь. То самое тело, которое было годами вместилищем грязи и разврата, настолько было в покаянии просветлено, возвышено, облагодарственно, что оно как бы стремилось само за духом своим туда, в горний мир, к Божьему Престолу.

Но недостаточно осознать зло; недостаточно даже отвергнуть его усилием воли, оно здесь, в наших воспоминаниях, в наших вожделениях, в той порче, которое оно приносит с собой. Она многому может научить нас. Тому, что когда-то мы должны осознать: та Царственная область, куда мы входим так легко, — Церковь, и просто сам мир, сотворенный Богом, остался чист от зла, хотя и покорился, поработился ему из-за нас. Неуверенность и недоговоренность об этом неуместны.

Мы должны говорить прямым и ясным языком, как это делает Библия о угрозе человечеству. Здесь болезнь вырождения человечества, которое отражается в третьем, четвертом поколении, вплоть до генетических изменений. Здесь превращение  в Содом и Гоморру, здесь вечная смерть, широкий путь во ад, как говорит Писание.

Церковь не может оставаться безучастной по отношению к тому, что происходит во внешнем мире. Мы должны напомнить всем, кто надеется совместить несовместимое, каждому, кто дерзает переступать порог православного Храма, о как никогда актуальном 100-ом правиле VI Вселенского собора: «Всякий, занимающийся изготовлением непотребных изображений, или покупающий эти изображения да будет отлучен от Церкви».

И мы знаем еще, что грех блуда, по разумению Церкви, стоит рядом с убийством и идолопоклонством, и на много лет лишает Причастия. Человеку, ходящему в Храм без покаяния, томительно и неинтересно стоять на службе, и он уходит, не дожидаясь конца, и скоро совсем перестает ходить в Церковь, буквально не может войти в нее. То же древнее чудо, только в ином, печальном варианте, повторяется вновь. Без покаяния как говорить о самой главной тайне жизни, о воплощении Сына Божия, и о том, что оно связано с тайной целомудрия?

Тело христианина чисто и свято, и сродно Телу Христову, ведь оно омыто водою Крещения, помазано святым Миром, причастно Святым Христовым Тайнам. Без ясного и глубокого различия добра и зла как будет наш пост Марииным стоянием? Пусть ее образ будет для нас новым вдохновением, новой надеждой, даже новой радостью, но и вызовом, призывом, потому что напрасно мы воспеваем хвалу Святым, если ничему не учимся от них, не стремимся подражать им. Пример ее покаяния указывает на то, что как бы ни упал человек, как бы ни погрузился он в бездну греховную, сила покаяния может упразднить все это и сделать его воистину «новою тварью».

Категория: 

Система Orphus

Вознесенский кафедральный собор г. Петропавловск | Православная социальная сеть «Елицы»