Праздники – радости!
В преддверии масленичной недели в зале Ассамблеи народа Казахстана Северо-Казахстанской области 6 марта 2016 года состоялась литературно-музыкальная встреча «ПРАЗДНИКИ-РАДОСТИ», посвящённая творчеству одного из самых удивительных русских писателей XX века, представителя консервативно-христианского направления русской словесности — Ивана Сергеевича Шмелева (21 сентября 1873, Москва — 24 июня 1950, Бюсси-ан-От близ Парижа).
Инициатором этого мероприятия стала Русская община Северо-Казахстанской области, а составил и провел встречу со зрителями архиерейский хор кафедрального собора Вознесения Господня Петропавловской и Булаевской епархии Митрополичьего округа Республики Казахстан под руководством регента Пшеновой Т. Н.
Структура литературно-музыкальной встречи была сложена в соответствии с кольцевой композицией романа Ивана Шмелева «Лето Господне». Главная тема романа — тема исторической и родовой памяти. Шмелев считал, что мир будет незыблем до тех пор, пока люди помнят прошлое и строят настоящее по его законам. Это делает мир одухотворённым, «обожествлённым», а значит, осмысленным. Соблюдение древнего порядка помогает человеку быть нравственным, и ежедневные дела превращаются в обряд, исполненный смысла. В романе, через будничное проявление жизни, детская душа постигает Бога: «Чувствуется мне в этом великая тайна — Бог» («Чистый понедельник»).
Герой романа мальчик Ваня — прообраз самого Ивана Шмелева, не просто проживают земную жизнь с её Благовещением, Пасхой, праздником иконы Иверской Божией Матери, Троицей, Преображением Господним, Рождеством Христовым, Святками, Крещением, Масленицей, но верит в Господа и бесконечность жизни. В этом, по Шмелёву, духовная сущность бытия. Название «Лето Господне» восходит к Евангелию от Луки, где упоминается, что Иисус пришел «проповедовать лето Господне благоприятное». Лето здесь обозначает год жизни в Боге. Книга «Лето Господне» — это книга-воспоминание и книга-напоминание, а для Шмелёва-эмигранта — это плач о «потерянном рае».
От имени героя романа — мальчика Вани, отрывки романа читали дети самих участников хора, а картины церковных праздников, переданных в волшебном великолепии «шмелевского» русского языка были дополнены духовными песнопениями великих русских композиторов: С. Рахманинова «Богородице, Дево», П. Чеснокова «Ангел вопияше», Г. Свиридова «Рождественская песнь», К. Шведова «Святый Боже», В. Зиновьева «С нами Бог» и др. в исполнении архиерейского хора.
Русская духовная музыка, сущность которой разумность и благодатная осмысленность связана, в первую очередь, с духовной чистотой. Она является удивительным источником мудрости и красоты, соединяющая в себе молитву и музыкальное совершенство классических композиций русских мастеров.
Кроме церковных песнопений в зале звучали и обрядово — фольклорные шедевры народного творчества — колядки (Рождество), задорные русские и украинские народные песни (Масленица) — все то, с чем неотъемлемо была связана жизнь народа в круге церковного года.
В завершении творческой встречи, все зрители были приглашены угоститься ароматным чаем и горячими блинами. Годовой круг церковной жизни в некотором смысле изображает собой всю историю человечества. Масленица соответствует здесь райской жизни человека до грехопадения, потому это один самых любимых народных праздников отмечаемый накануне Великого поста: «... с детства осталось во мне чудесное, непохожее ни на что другое, в ярких цветах и позолоте, что весело называлось — „масленица“. Теперь потускнели праздники, и люди как будто охладели. А тогда... все и все были со мною связаны, и я был со всеми связан... И Бог на небе, за звездами, с лаской глядел на всех: масленица, гуляйте! В этом широком слове и теперь еще для меня жива яркая радость, перед грустью... — перед постом.» — И. Шмелев.
Т. Пшенова регент архиерейского хора кафедрального собора Вознесения Господня г. Петропавловск
- 3733 просмотра