III неделя Поста. Поклонение Кресту
Великопостные размышления / Иерей Павел Олесиюк
Вот уже прошла половина Великого поста. Крестопоклонная неделя делит Великий Пост пополам. Со времен древней церкви в эту неделю существует традиция изнесения на центр храма Креста Господня для благоговейного почитания. И делается это, дабы укрепить нас силою Креста на поприще Великого Поста. Люди, глядя на распятого Иисуса Христа, видя, что Он претерпел ради нас, духовно укрепляются для дальнейшего прохождения сорокадневного поста.
Каждый человек, живущий в этом мире, несет свой крест, свои житейские трудности, скорби, свои болезни. Из Евангелия мы так же узнаем, что вместе со Спасителем были распяты два разбойника. Разбойник, распятый по правую сторону от Иисуса Христа, покаялся и осознал свою вину. В православной традиции он именуется благоразумным разбойником. Другой же, распятый по левую сторону, наоборот цинично надсмехался, проклинал и умер без раскаяния.
Эти два разбойника явились прообразом всего рода человеческого. Как пишут святые отцы, каждый человек в жизни несет свой крест страданий и скорбей. Это не зависит от того, верующий человек или нет, хочет он этого или нет, он все равно будет страдать на проклятой со времен Адама земле. Свой крест несет каждый, независимо, придёт ли он к покаянию или нет. Все мы немощны, ибо все мы человецы суть и подвержены влиянию первородного греха. «Яко семя тли во мне есть…», — говорится в одной из вечерних молитв. Чем отличается человек верующий и человек неверующий? Разница в том, что верующий чувствует болезненное повреждение в своей душе. Чувствует и обращается за помощью к Врачу Небесному. Помощь эту мы получаем в таинствах исповеди и причастия. «Иисусе, Врачу душ и телес, помилуй мя, грешнаго…» А вот человек неверующий не чувствует изъяна в своей душе и поэтому в своих страданиях озлобляется и обычно говорит: «Если Бог есть, почему Он это допускает столько страданий?» — и ещё больше замыкается в себе и ропщет и тряся кулаком проклинает небеса. Но из примера благоразумного разбойника мы узнаем, что как только человек покорно примет свой крест, то сразу же почувствует прикосновение Бога к своей душе, к своему сердцу. Тогда человеку становится легче дышать, на душе становится светло, человек становится способным принять Божественную волю.
Если человек не признает за собою греха, не способен с миром в душе встретить все, что ему посылается Богом, то в душе гуляет бес мордастый и поселяется тоска страшного одиночества. Уныние отравляет душу человека. Поэтому Церковью в течении Великого поста установлены особые богослужения, так называемые Пассии. Пассии призваны напомнить Страсти Христовы, и во время этих богослужений всегда на середину храма выносится Святой Крест. Тем самым мы приближаемся к центральному и самому главному моменту всего Христианства — моменту Голгофы, к моменту распятия, к моменту крестных мук и крестной смерти. Некоторые могут возразить, что в жизни страдания сопровождают любого человека. Да, по сути всякая плоть подвержена страданиям. Любой человек, родившись на этот свет, первым делом и с первым вздохом своей земной жизни заплачет, потому что пришел в этот мир для того, чтобы нести страдания. Но мы говорим не просто о человеке или обо всех людях в целом, а говорим о Сыне Божием, о Христе, который единосущный Отцу и Сам есть Бог. А от Бога мы обычно ждем утешение, ждем что станет легче, но никак не ждем страдания. Даже безбожники и атеисты утверждали, что вера и религия является «опиумом для народа», неким обезболивающим лекарством для души человека. То о каких же страданиях тогда может идти речь?
«Идя по своим делам, по пути, забежал на минуточку в храм, поставил свечечку за 200 тенге, теперь Бог мне должен, пусть поможет, не имеет права мне отказать. Ты мне, а я Тебе. Я Тебе свечку, а Ты мне здоровье, мир в семье, благополучие, с деньгами чтоб все нормально было, чтобы еще сюда не забегать лет 5 или 6».
Но зайдя в храм, мы видим Голгофу с распятием! Слышим слова из евангелия. Слова таинственные и непонятные. «Душа Моя скорбит смертельно». И Бог умоляет людей, а не наоборот — люди Бога: «Побудьте здесь и пободрствуйте со Мною». «И начал скорбеть и тосковать». «И пад на землю, говорить: „Авва Отче…“»
Страшная картина! Страшная и непонятная. Непонятная директору предприятия, непонятная спортсмену, студенту или певице из ресторана, непонятная любому случайно зашедшему в храм. Ничего непонятно и не ясно. Всюду
То же самое с глубоким сожалением можно сказать и не только про случайно зашедших в храм, такое упрощённое понимание нашей веры присуще и большинству самих верующих людей. Торговые отношения с Богом и не более того. Но не в этом состоит суть христианства. В начале нашей эры люди были такие же, как и сейчас. Апостол Павел говорит, что, если мы хотим получить от Бога временные блага здесь, на земле, — бедные мы люди. Во время земной жизни Иисуса Христа его сопровождали тысячи людей, ходили за Ним, в ожидании от Него помощи, чуда, исцеления и пищи. В момент, когда Иисус накормил пять тысяч пятью хлебами, то даже помышляли взять Его и сделать своим земным царём. Толпа мечтала о таком царе, которые решил бы все жизненные трудности. Так, чтобы не надо было больше добывать свой хлеб в поте лица, не надо ни трудиться, ни сеять, ни пахать — земные блага будут бесплатно и в изобилии. В этом суть толпы — в удовлетворении своих потребностей. Но если мы посмотрим далее, то увидим, как по мере приближения Христа к Голгофе, эта самая толпа постепенно растворяется и тает. В тот момент, когда Спаситель начал говорить о небесном, а не о земном о вкушении Его Тела и Крови, многие этого не могли понять и отошли от Него.
Богатый юноша, который с детства соблюдал букву закона не смог понять слов Христа о небесном и последовать за Ним.
Во время Тайной вечери уходит и предает Спасителя один из Его избранных учеников — Иуда. Да что Иуда, в эту ночь от Христа трижды отрекается Петр, который был камнем веры. Все ученики разбежались «страха ради иудейского».
В жизни великих людей (князей человеческих) все происходит с точностью до наоборот. Если ознакомиться с биографиями Цезаря, Чингисхана, Наполеона, то можно всегда заметить сначала непризнанность, одиночество, скитание и бедность и только затем взлет к вершине власти, славе, признанию толпы.
В жизни Иисуса Христа мы видим все наоборот: вначале слава, «осанна», признание толпы, но чем ближе Христос к своей Крестной смерти, тем более одиноким становится Он.
А что обещал нам Спаситель? Обещал ли Он мир, благополучие, здоровье, земные блага? Нет. Но обещал: «Меня гнали, и вас будут гнать, Меня возненавидели и Вас возненавидят, если кто хочет, да отвергнется себя и возьмёт крест свой, и следует за Мною».
Господь не заставляет, не приказывает, а лишь призывает — «если кто хочет».
Странно и непонятно. Вместо славы — крест, вместо благополучия — скорбь.
Тот человек, который ждет от христианства облегчения, никогда не сможет понять тайну Креста. Именно поэтому апостол Павел говорит о Кресте, что «для иудеев это соблазн, а для эллинов — безумие». То есть соблазн для тех, кто ждёт от Бога только временной, земной помощи; и безумие для тех, кто жаждет от Него понятного и идеального объяснения всего на этом свете, проклятого со времен Адама.
Но вот наступает Крестопоклонная неделя, она нас еще более приближает к страстной неделе, когда мы сосредоточенно сопровождаем Христа за каждым Его шагом к смерти, к распятию, к Кресту.
Без страдания не будет и пасхальной радости, «ибо прииде Крестом радость всему миру».
Поэтому по прошествии половины Великого Поста и в каждую из четырех Пассий выносится и ставится Крест посреди храма. Вот почему каждый православный христианин носит на своей груди крест Христов. Купола наших церквей украшают святые кресты. Потому что без Креста нет спасения. «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим». Крест и Воскресение — они всегда рядом.
- 3278 просмотров