VI неделя поста Вход Господень во Иерусалим
Радуйся зело, дщи Сионя, проповедуй дщи Иерусалимля: се Царь твой грядет тебе праведен и спасаяй, той кроток, и всед на подъяремники и жребца юна (Зах. 9: 9).
Четыреста с лишним лет прошло стех пор, как Божий пророк Захария произнёс пророчество о событии, которое мы сегодня воспоминаем и празднуем. Господь наш Иисус Христос, окончив свою проповедь на земле, совершил торжественное вшествие в царственный город Иерусалим, в город поклонения истинному Богу. Господь въезжает как Царь и Победитель, чтоб увенчать свое служение решительным подвигом: поражением смерти смертью, снятием клятвы с рода человеческого посредством принятия этой клятвы на себя. Он совершил это вшествие на жребяти осли, на неже никто же николи же от человек вседе (Лк. 19: 30) чтоб возвратить человечеству утраченное праоцем нашим царское достоинство, возвратить это достоинство восшествием на крест. Смирилось под Господом неукрощённое, упрямое животное. На жребца апостолы положили свои одежды и Христос сел поверх их, вышедший навстречу многочисленный народ вопиял в восторге: Осанна Сыну Давидову! благословен грядый Царь во имя Господне (Лк. 19: 38). Тот же народ через четыре дня, уже кричал Ему совсем другие слова: : Распни, распни его, не имамы Царя, токмо Кесаря (Ин. 19: 5).
Вшествие на необъезженном жребце в Иерусалим есть исполнение пророчества Моисеева, который предвозвестил, что язычники возвеселятся о Господе, а иудеи будут отвергнуты, здесь неукрощённое жребя изображает язычников. Одежды апостолов — это учение Христово, преподанное ими язычникам, Господь духовно воссел на язычников, соделавшись их Богом. Он ввёл их в иерусалим, в лоно своей Церкви, в вечный, нерукотворённый Божий город, в город спасения. Отверженные иудеи были тут на лицо. Они устами возвещали «Царь Израилев», а в душе, в своём синедрионе, уже решили убить спасителя.
Необъезженный осёл имеет и другое значение. Он изображает каждого человека, водимого бессловесными пожеланиями, лишившегося своей духовной свободы, привязанного пристрастием и навыком к плотской жизни. Учение Христово отрешает осла от привязи, то есть от исполнения греховной и плотской воли. Потом апостолы приводят осла ко Христу, возлагают на осла одежды и на него восседает Господь, совершая на нём вшествие во Иерусалим. Это значит, что по оставлении греховной жизни человек приводится к Евангелию и облачается как бы в апостольские ризы, в подробнейшее и тончайшее познание Христа и Его заповедей. Тогда восседает на него Господь духовным явлением ему и духовным обитанием в нём: Имеяй заповеди Моя, и соблюдаяй их, той есть любяй Мя: а любяй Мя, возлюблен будет Отцем моим: и Аз возлюблю его и явлюся ему Сам (Ин. 14: 21). И Отец Мой возлюбит его, и к нему приидем, и обитель у него сотворим (Ин. 14: 23).
Иерусалим означает душу человеческую, а вход Господень в Иерусалим означает вхождение Бога в душу. Храм Иерусалимский символизирует собой святая святых человеческой души, то сокровенное место, где Дух Святой и у самого большого грешника имеет крохотный приют. Однако земные страсти и туда проникли, и падшая природа человеческая и его употребила для своих низменных целей. Христос исцеляет лишь тех болящих, которые припадают к Нему с верой, жаждут единения с богом и стремятсся к Нему — единственному в мире Врачу. Пророчество Христа о гибели Иерусалима символизирует гибель всякой души, которая отвергает Бога.
Никто в мире не счастлив кроме того, кто широко открыл врата своей души — и принял Бога в себя. Безбожник чувствует себя до отчаяния одиноким. Окружающее общество ни чем не может помочь ему, оно только усугубляет его одиночество. А тот кто, вместил Бога в душе своей, тот и в пустыне не чувствует одиночества. Ни кто не умирает вечной смертью кроме того, в ком умер Бог.
- 2854 просмотра