Архиерейская Литургия в праздник Похвалы Пресвятой Богородицы
Взбранной Воеводе победительная,
яко избавльшеся от злых,
благодарственная восписуем Ти раби Твои,
Богородице, но, яко имущая державу непобедимую,
от всяких нас бед свободи, да зовем Ти:
радуйся, Невесто Неневестная.
В субботу 5-й седмицы Великого Поста совершается праздник Похвалы Пресвятой Богородицы. Эта суббота также называется Субботой Акафиста, так как в этот день Церковь совершает хвалебное пение Пресвятой Богородице.
Акафист – особый жанр церковного песнотворчества. Он состоит из 24 гимнов, или песней: 12 кондаков и 12 икосов, расположенных сообразно 24 буквам греческой азбуки. Каждая песнь начинается соответствующей ей по счету буквой, каждый кондак оканчивается псаломским «Аллилуия», каждый икос – приветствием Архангела «Радуйся…». Все творение заканчивается краткой молитвой к Пресвятой Деве о том, чтобы Она спасла христиан от бед и напастей.
В таком виде акафист читается и в другие дни; но в субботу пятой седмицы Великого Поста он входит в состав богослужения и поется на утрене в пятницу вечером, причем не полностью, а раздельно в четыре разных выхода. Каждая часть начинается и заканчивается пением кондака: «Взбранной Воеводе…»
Акафист был написан в VII веке диаконом Великой Константинопольской церкви Георгием Писидийским. Впоследствии Иосиф Студит написал канон в Субботу Акафиста, а некоторые другие богословы прибавили иные молитвы.
Божественную Литургию в Кафедральном соборе в этот день возглавил Преосвященный Владимир, епископ Петропавловский и Булаевский. Владыке сослужило духовенство собора. Песнопения литургии исполнил квартет собора под управлением регента Затай А.А.
По сугубой ектении были прочитаны молитвы «О даровании мира земле Украинской» и «О ниспослании пастырей земле Петропавловской». За богослужением были вознесены молитвы об упокоении императора Российской империи Павла I, который был убит в этот день 217 лет назад.
По окончании литургии духовенство прославило Царицу Небесную, а владыка обратился к молящимся со словами проповеди: В конце июля 626 года при императоре Ираклии I (610-641) персидские и скифские войска начали усиленный штурм городских стен Царь-града, применяя при этом тяжелую технику. Тогда по благословению Византийского патриарха Сергия I (610-638) народ собрался на ночную молитву во Влахернскую церковь Пресвятой Богородицы, где хранилась святая икона Ее, написанная, по преданию, св. евангелистом Лукой. Потом, выйдя из церкви с чудотворной Влахернской иконой, все люди обошли крестным ходом по стенам города, прося помощи и заступничества Пречистой Девы. И тогда на море поднялась великая буря, которая разбила и потопила корабли противников. Это событие имеет подробное описание в Синаксаре на 5-ю субботу Великого поста:
«Патриарх же со всем множеством народа, Божественныя иконы Богоматере носяще, обхождаше по стенам града выше, и оттуду крепость себе собирая. Яко убо Сарвар от востока, Каган же от запада идяху, и огнем паляще ближняя Царя града… Каган же скифянин от земных стран, к стенам Константина града подходит, со множеством бесчисленным воинством, крепко зело оружии утвержени. Толико бо множество бяше, елико единому гречину, с десятьми скифяны братися. Обаче же непобедимая Предстательница, с малыми зело воины, обретшимися в храме Ея, нарицаемем Пигии, многия от них погуби. Отсудуже грецы дерзновение приемше, от Воеводы не победимыя Божия Матере, онех крепко зело побеждаху. Возревше же на смирение граждане, не прияти быша.
Отвеща бо им Каган, не прельщайтеся Богом, в Онь же веруете. Утре бо веде ваш град прияти имам.
Граждане же слышавше, руце к Богу простираху. Совещашабося купно, Каган и Сарвар, от суши и от моря приити, и хитротворными браньми град прияти хотяше… Лодии же исполнь оружник, обходом моря, еже рог пазухи нарицается, противу храма Божия Матере Влахерне нарицаема. И абие бури силне морю припадше, и разделивши сие на разделение. С корабли бо всеми купно врази вси погибоша».
- 3124 просмотра