Архиерейское Богослужение в Великую Субботу
Благообразный Иосиф,
с древа снем Пречистое тело Твое,
плащаницею чистою обвив,
и вонями во гробе нове покрыв положи.
(Тропарь Великой Субботе)
В Страстную Субботу, 7 апреля, Православная Церковь вспоминает погребение честного тела Господа Иисуса Христа и схождение Спасителя во Ад для возвещения о победе над смертью. В этом году, так же в этот великий день, выпало празднование Благовещения Пресвятой Богородицы. В Вознесенском Кафедральном соборе совершил богослужение, вечерню совмещенную с Литургией, в честь двух этих значимых для Православного Христианина праздников Его Преосвященство, епископ Петропавловский и Булаевский Владимир. Владыке сослужили священство собора.
Песнопения на богослужении исполнил архиерейский хор под руководством регента Затай А.А.
Во время богослужения после песнопения «Свете Тихий» было прочитано 15 паремий. По прочтении паремий, Апостола и Евангелия священство переоблачилось в белое облачения, что символизирует воссиявшего из гроба воскресшего Христа. Сугубая ектенья закончилась двумя молитвами: «О прекращении брани в земле Украинской» и «О даровании пастырей епархии Северного Казахстана» По отпусте было совершенно освящение вина и хлебов и прочитана молитва, призывающая Господа Бога сотворить в мир на Святой Земле.
По завершении Божественной Литургии владыка Владимир обратился к пришедшим на службу христианам со словами проповеди.
«Вот, дорогие братья и сестры, и закончился Великий Пост с его подвигами воздержания и молитвы, с его ревностным началом, трудовыми буднями и величественной Страстной седмицей. В эти последние дни мы с новой силой под мудрым водительством нашей св. Церкви предались сопереживанию вместе с Господом Его спасительных страданий в ожидании уже близкого победного конца. И вот – совершилось (Ин. 19, 30). Господь наш Иисус Христос предал Свой дух на Кресте за спасение рода человеческого и сошел во гроб, чтобы показать выход из него и живым и умершим. Он прославил Отца, совершив дело Его на земле (ср. Ин. 17, 4), и был прославлен в Духе Святом, чтобы мы стали едино в Боге и приобщились Его славы. Любовь, сила которой заключается в самопожертвовании, восторжествовала над смертью. Спаситель наш погребен, но, оставаясь телом во гробе, снисходит в преисподняя земли к Своему страждущему созданию, чтобы сокрушить врата ада и «проповедать плененным освобождение» (Лк. 4,18). А мы, спогребенные со Христом, умолкаем пред величием происходящего и с надеждой ожидаем и своего с Ним воскресения. «Да молчит всяка плоть человеча» – властно взывает Церковь в этот великий день, повелевая со страхом и трепетом внимать таинству истощания Божества. Слава, Господи, силе Твоей и великому милосердию Твоему!
«Да молчит всяка плоть человеча». Это не только повеление отринуть все земные помышления, но и призыв к смирению перед Богом, напоминание смертным, что их спасает Господь, а не их собственные усилия.
Воистину, есть время говорить и время предоставить слово Богу, время действовать и время предать себя на милость Божию. Духовная жизнь требует от человека усилий над собой, труда в доброделании, воздержания плоти, но все это нужно делать с оглядкой на Бога, прислушиваясь к Его святой воле. Иначе наша деятельность будет удалять нас от Бога, питать нашу гордость, а при неудачах ввергать в уныние. Поэтому во всех благих начинаниях нам надо просить помощи Божией и не уповать на свои труды, оценивать которые может только Господь. Подвизаясь по силам, христианин должен сознавать себя должником перед Богом, «неключимым рабом» и ожидать когда Господь Сам осенит его благодатью и в награду за труд исполнит его сердце любовью, радостью, миром и другими духовными плодами.
Когда приходит смерть, тогда для человека наступает Великая Суббота, упокоение от всех его земных трудов и забот. Время для него останавливается, и со страхом и трепетом предстает он пред лицом вечности, ожидая Второго Пришествия Господня и Страшного Суда. И благо человеку, если он предаст свою душу Богу, проведя жизнь в посильном стремлении к добродетели. Тогда это ожидание будет для него предвкушением райского блаженства. Но если здесь он жил нерадиво, по самоугодию, а не по Богу, то по смерти страх вечного осуждения овладеет его душой. Тогда уже для него невозможно будет что-либо поправить или изменить, и лишь молитвы живых, обладающих этой властью, смогут как-то ему помочь.
Поэтому, дорогие братья и сестры, своим добрым во Христе житием подобно мудрым девам, позаботимся о стяжании елея, т.е. благодати Святого. Духа, прежде полуночи нашей жизни, когда надо будет выходить в сретение Жениху. И как жены-мироносицы уготовим ароматы и миро во славу Господа заранее, в земной нашей жизни. Чтобы по кончине, «умолчав в субботу по заповеди» (Лк. 23,56), со всеми праведными войти нам в радость Господа нашего Иисуса Христа и совоскреснуть с Ним для жизни вечной. Аминь».
- 3241 просмотр