19 января — двунадесятый праздник Крещения Господня. Приводим размышления иерея Антония Чурикова
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
В Книге Бытия, в ее начале мы видим повествование о том, как над водами носился Дух Божий и из них же появлялась жизнь. На протяжении всей человеческой истории, вода является образом жизни. С помощью ее сохраняется жизнь человека находящегося в пустыни, вода дает жизнь окружающей природе и растениям, а также является проявлением милости Божией. В Священном Писании Ветхого и Нового Завета вода является символом очищения и обновления.
Но у воды есть и другие качества, которые наводят ужас на человека. Так, например, в Ветхом Завете мы видим повествование о Всемирном Потопе, который унес жизни почти всех живущих на земле, а также в современном мире из-за водной стихии случается множество катастроф.
И вот наступает момент когда Сам Спаситель мира приходит к этой водной стихии, войдя в воды реки Иордан. Сюда приходили люди принимать крещение покаянием от Иоанна Крестителя и насколько же тяжелыми стали воды от греха человеческого, если бы только нам возможно было увидеть. В эти воды погружается Сам Господь в начале своей проповеди и дальнейшего пути к Крестной смерти. Так в каноне на Богоявление Господне Космы Маиумского говорится: «огнем Божества невещественным в плоть вещественну одеявся, Иорданского облагается водою». Освятив крещение собственным примером, Спаситель, по воскресении Своем, торжественно установил таинство крещения.
Крещение Господне, в дальнейшем развитии событий, ближе всего походит на ужас Гефсиманского сада, на одиночество крестной смерти и на сошествие во ад. Тут тоже Христос так соединяется с судьбой человеческой, что весь ее ужас ложится на Него, и сошествие во ад является последней мерой Его единства с нами, потерей всего — и победой над злом.
Вот почему так трагичен этот величественный праздник, и вот почему воды иорданские, носящие всю тяжесть и весь ужас греха, прикосновением к телу Христову, телу безгрешному, всечистому, бессмертному, пронизанному и сияющему Божеством, телу Богочеловека, очищаются до глубин и вновь делаются первичными, первобытными водами жизни, способными очищать и омывать грех, обновлять человека, возвращать ему нетление, приобщать его Кресту, делать его чадом уже не плоти, а вечной жизни, Царства Божия.
Сколько трепета в празднике Крещения! В этот день освящается вода и через сошествие на нее Святого Духа она становится той Иорданской водой, с помощью которой мы подкрепляем не только телесные силы, но и духовные. Церковь в день Крещения преподает нам великую святыню, которую необходимо хранить в своих домах, на различные случаи жизни, когда одолевают нас болезни или грехи, скорби или стеснённые обстоятельства.
Постараемся же благоговейно относиться к крещенской воде, потому как через нее было положено начало обновлению природы, освящению всякого творения и совершилось преображение мира. Аминь!
- 2364 просмотра