15 марта Святая Церковь отмечает память великомученика Феодора Тирона. Приводим размышления протоиерея Евгения Яшенькина

В первую субботу Великого Поста Церковь совершает память великомученика Феодора Тирона, который пострадал в начале IV века. Будучи человеком военным, принесшим присягу своему государю, должен был беспрекословно повиноваться всем его приказам. Но, будучи христианином, не повиновался приказу принести жертву идолам. Не в какой форме не воспринял это, хотя многие поступали, боясь страшных казней и зверств, которые совершали язычники над христианами. Некоторые выкупали себе разрешительные грамоты, что, якобы, они принесли эту жертву; а некоторые просто тихо шли и клали кусочек фимиама перед изображением истукана, молча, ничего не говорив, засвидетельствовали свое почтение идолу, получая разрешение на продолжение безмятежной жизни, а потом каялись в Церкви. Федор Тирон не принес жертву идолам, он готов был служить государю, но не готов был служить так, чтобы отрицать в своей жизни Бога, Бога истинного. Поэтому Федор Тирон был жестоко замучен, по приказу императора он был сожжен.

Протоиерей Евгений Яшенькин

Церковь совершает память настолько торжественно, что даже в самую Литургию Преждеосвященных Даров в пятницу прежде отпуста входит канон молебный святому великомученику Феодору, составленный преподобным Иоанном Дамаскиным. и молитва святому. Событие, связанное с памятью великомученика Феодора Тирона, произошло в 362 году в Антиохии во времена царствования Византийского императора Юлиана Отступника (отступника от веры Христовой), который воздвиг гонения на Церковь, всячески притесняя христиан. Когда они готовились к Великому Посту, он издал тайный указ, чтобы на рынках, где христиане покупали себе постную пищу, все было осквернено идоложертвенной кровью, и они, вкушая свою трапезу, приобщались бы идольской пищи. Тем самым их трапеза и сами христиане будут осквернены.

Смысл сегодняшнего праздника в том, что небесная Церковь, участвуя во всем, что происходит с нами в наших трудах, подвигах в противостоянии греху, молится за нас и готова даже вмешаться в то, что происходит с нами. Так антиохийскому епископу Евдоксию в сонном видении явился святой великомученик Феодор Тирон, предупредив его о том, какая опасность подстерегает христиан, и повелел в течение всей недели ничего не покупать христианам на рынке, а ели вареную пшеницу с медом — коливо (кутью или сочиво).

Мы освящаем коливо с медом в знак того, что сладок пост, сладка постная пища, которую мы вкушаем, потому что она с благодатью Божией. Великая разница в том, чтобы вкушать с благодатью и любовью Божией, как говорит Премудрый в своих притчах, самую скромную пищу, и в том, чтобы вкушать самую роскошную пищу без любви и без Божией благодати. Эта «сладость» не просто вещественная сладость пищи, созданной для нас Богом, о вкусе которой тоже заботится Господь. Речь идет о сладости истинной, о сладости духовной.

Как достичь нам эту сладость? Святая Церковь предупреждает нас о том, чтобы не было осквернения нашего поста никакими ложными примесями. О каких примесях, о каком осквернении идет речь, и какая идоложертвенная кровь может быть в наши дни?

Что требовалось от великомученика Феодора Тирона? Ему же не говорили, чтобы он не верил во Христа. Ему говорили: «Принеси зернышки ладана статуе императора. Покажи, что ты почитаешь его как божество, а потом можешь идти и делать все, что хочешь. Можешь верить во Христа, можешь заниматься, чем угодно...» Но оттого, что святой видел, какое поругание святыни может произойти вследствие этого осквернения, вследствие смешения, он принял подвиг мученичества. И Господь даровал ему милость предупредить других христиан о том, как страшно смешение.

Такое смешение действительно страшно, и оно всегда и неизбежно присутствует в жизни людей. Еще в раю человеку была дана заповедь — вкушать от всех деревьев, то есть от всех заповедей, и не вкушать от древа познания добра и зла. Вкушать от всех заповедей Божиих заповедует нам Церковь Великим Постом: «Пост не ошаяние точию брашен». «Постимся постом приятным». Вкушаем от всех заповедей и отвращаемся от всякого зла, от всякого греха. Не допускаем смешения греха и правды в нашем посте, приносим покаяние во всех наших грехах до конца. Не допускаем малейшей примеси греховной, ибо малейшая примесь нераскаянности, всякий грех, от которого мы не отказались, означает допуск в нашу жизнь врага рода человеческого — сатаны, противника Божия; означает допуск в нашу жизнь смерти.

Этого осквернения святыни да не допустим мы ни в личной своей жизни, ни в стоянии за каждую заповедь Божию. Будем проходить пост и нашу жизнь в глубоком покаянии (не частичном, а всецелом) и в противостоянии попытке осквернения наших святынь, от кого бы они не исходили, и что бы это нам ни стоило.

Категория: 

Система Orphus

Вознесенский кафедральный собор г. Петропавловск | Православная социальная сеть «Елицы»