Преосвященный Серапион прибыл с пасхальным визитом
Пло́тию уснув, яко мертв, Царю́ и Го́споди, тридне́вен воскресл еси́, Адама воздви́г от тли, и упразднив смерть: Пасха нетления, мира спасение.
Светилен Пасхи.
В праздник иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в период Светлой Седмицы в кафедральный град епархии прибыл Преосвященный Серапион, епископ Кокшетауский и Акмолинский. Владыку сопровождало духовенство епархии. Накануне праздника было совершено вечернее богослужение по уставу первого дня праздника.
От Петропавловской епархии владыкам сослужили прот. Сергий Первушин, прот. Димитрий Жульсарин, прот. Феодор Бердик, иер. Алексий Щербенко, иер. Михаил Березин, иер. Сергий Осинцев, иер. Антоний Чуриков. Песнопения службы исполнили два хора епархии: кафедрального собора под управлением Затай А. А. и хор храма Всех Святых под управлением Михайловой И. Л.
Был прочитан Великий прокимен «Кто Бог велий, яко Бог Наш...», прочитано Евангельское зачало о Воскресении Спасителя.
А в завершении утрени, после каких-то мгновений тишины раздалось тихое, но внятное минорное пение эксапостилария Пасхи «Плотию уснув».
Плотию уснув, — повествует этот великий светилен, — яко мертв, Царю и Господи, тридневен воскресл еси, Адама воздвиг от тли и упразднив смерть: Пасха нетления, мира спасение.
Все затихает при этих неземных звуках. Сердце не только утешается, но и радуется, торжествует, вместе с тем совершенно умолкает — от удивления и радости. Именно — от удивления, от сочетания будто и не сочетаемых слов — плотию уснув, — от всего прочего дальнейшего звучания светильна существо человека исполняется трезвости и радости одновременно, с тем, чтобы восприять услышанное. Пение светильна повторяется трижды.
Плотию уснув, — повторяешь ты спасительные глаголы, — яко мертв, Царю и Господи, тридневен воскресл еси. Звуки замолкают, но душа, вся отдавшись услышанным словам, предается им как отдохновению и живет в тихом, глубоком внутреннем молчании, замирая всеми членами своей плоти.
Плотию уснув, — первые слова, пожалуй, более всего ложатся на душу, оживляя ее, встрепенув ее, пробуждая.
Плотию уснув, яко мертв, Царю и Господи, — кажется, этого хватит на всю жизнь, чтоб пронести через нее веру Христову. Уснув, — лучше не выразишь глубину таинства, — и это упокоение плоти, этот сон становится причиной радости востания, причиной вечной жизни.
Весь Адам востает от смерти во Христе: Адама воздвиг от тли и упразднив смерть. Тихая и вместе с тем сильная радость дается во все время пения светильна, находя в душе смертного человека неземные, бессмертные отзвуки. Тайна, дарованная от Бога, способна выразить по существу неизобразимые состояния человека во дни светлого Воскресения, в светлую ночь Воскресения, когда самых глубин бытия касаются твои слова и церковная молитва.
Прозвучав три раза, углубив в душе верующих истину Пасхи, истину радости, хор замолкает, и утреня идет к своему концу с тем, чтобы донести радость, усовершить ее в душе, сделать орудием твоего бытия — в это светлое время Пасхи, в эти минуты в храме, а потом — и часы в твоем жилище. Пасха нетления, мира спасение, — требуется закончить песнотворцу слова Божественного гимна, чтоб утвердить, укрепить, сделать значимым твое существование.
По окончании богослужения владыка Владимир приветствовал гостей со словами пасхального поздравления.
- 2673 просмотра