Пасхальное послание Преосвященнейшего Владимира, епископа Петропавловского и Булаевского к духовенству, мирянам и всем христианам в пределах епархии пребывающих
«Величай, душе моя, Воскресшего
В третий день из гроба Христа,
Подателя жизни вечной»
Возлюбленные во Христе отцы, братья и сестры! Святой Иоанн Дамаскин в своем творении «Пасхальный канон» восклицает: «Поистине священна и достойна всякого торжества эта спасительная светозарная ночь, провозвестница светоносного дня Воскресения, в которую вечный Свет во плоти для всех воссиял из гроба». Эта ночь символизирует нашу душу, затронутую светом от Христа. Под светоносным Днем Воскресения святой Иоанн подразумевает тот День в истории, который превратил бессмысленность человеческого бытия в надежду жизни вечной. Сколько человеческих судеб канули в безвестность истории. Сколько человеческих радостей и трагедий было и ещё будет. Приходивших в эту жизнь с надеждами на вечное блаженство и уходивших во мрак «в путь всея земли». Посмотрим на сохранившиеся в наших домах фотографии ушедших близких. Сбылись ли их надежды, ожидания, мечты? Но с другой стороны, картину человеческой истории, в которой воссиял Свет Христов, невозможно представить без образов наших близких, проживших свою жизнь. Это потому, что свет Воскресения и просвещает, и освещает всех. Уже нет той тьмы, наполняющей вселенную равнодушием к человеческим страданиям. Нет бессмысленного веселия, а есть всеобщая радость о Воскресшем Христе.
«День Воскресения, радостное начало! Возликуем и восславим праздник сей и обменяемся миротворным целованием. Назовём же братьями не только друзей, вспомогателей и сострадателей, но и врагов наших. В честь Воскресшего да простится всё: забудем обоюдные прегрешения», — восклицает святой Григорий Нисский. Он хочет, чтобы чудо пасхальной радости стало для каждого прихожанина началом действительного возрождения его духовной жизни. Но для этого нужно простить не только любимых и нужных, но и случайных, и враждебных. Ведь Любовь и есть истинное чудо человеческой жизни! Мы часто видим, как она не выгодна людям, которые живут сиюминутными потребностями, стремясь стать успешнее других. Любовь требует верности, жертвенности и отречения от себя, именно в этом отречении человек и обретает себя во Христе.
В этом году мы вновь и вновь почувствуем на себе бессмертный подвиг наших предков, 75 лет назад ценной собственной жизни даровавших нам возможность счастливо жить. Наши предки, сами того не осознавая, не понимая в силу сложившихся обстоятельств духовного осмысления своего подвига, доказали, что жертвенность лучше самолюбования и эгоизма. Они, сокрушая хребет фашистской нечисти, явили собой исполнение слов Христовых: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя» (Ин.15:13). Юбилей Победы имеет не только историческое, но и духовное значение. Об этом говорил и Святейший Патриарх Кирилл: «Наш народ одним вступил в Великую Отечественную войну, а другим ее закончил. Ведь предвоенные годы были годами репрессий, гонений на Церковь, тотального безбожия. Вообще трудно сказать, что было бы с нашим народом с духовной точки зрения, если он не прошел через эти испытания. Поэтому для нас все, что связано с войной, что связано с победой, имеет помимо общественного, еще и глубокое духовное значение».
Опыт войны показал, что нельзя пренебрежительно относясь к своему отечеству земному, обрести Отечество Небесное. Любовь рождается из человеческого сердца через приятие жизни другого в свое сердце.
«По любви к твари предал Отец Сына Своего на крестную смерть», — пишет преподобный Исаак Сирин. Не потому, что не мог искупить наши грехи иным образом, но чтобы смертью Единородного Сына Своего научить нас Своей любви. Любовь есть всегда, и она ожидает ответного стремления. Это ответное чувство и должно выражаться в нашем отношении к ближним. Нынешней зимой в разных странах мира стремительно распространилось инфекционное заболевание, вызванное особым видом вируса. Человечество стало перед выбором: как относиться к этому испытанию, как относиться к пораженным инфекцией больным, наконец, как готовить себя к возможной болезни. Примеры из других стран показывают, как легко, поддавшись искушению и личным эмоциям, люди теряют человеческий облик, являя всем оскал внутренних страстей. Как вместо любви, милосердия и сострадания к пострадавшим от эпидемии сограждане преподали уроки ненависти. Синод Митрополичьего округа в Республике Казахстан обратился к верным чадам церкви с призывом: «На долю наших предков нередко выпадали разнообразные испытания: губительные эпидемии, разрушительные войны, с которыми не могут сравниться нынешние проблемы. Верующие воспринимали это как повод принести покаяние, исправить жизнь по заповедям, утвердиться на путях правды, благочестия и милосердия».
Это испытание Господь ниспослал, дабы «не стеснить свободу нашу, но благословил, чтобы любовию нашего сердца приблизились к Нему...» (святой Исаак Сирин).
Сегодня Пасха Господня. И как в этот день всеутверждающей Любви Божией к падшему человечеству не вспомнить бессмертное напутствие преподобного Сергия Радонежского: «Любовию и единением спасемся!» Как Христос Своею Божественной любовью побеждает злобу и безжизненность, так и мы трудом и терпением, совершая наше служение ближним, достигнем преображающей нас любви Воскресшего Христа. И эта любовь — залог нашего спасения. Она сообщает нам способность сердцем своим услышать призыв пасхального песнопения:
«Прейдите в славный день Воскресения,
приобщимся нового виноградного плода,
божественного веселия, Царства Христова,
воспевая Его как Бога во веки».
Епископ Петропавловский и Булаевский |
- 2175 просмотров