Размышления в праздник Вознесения Господня священника Михаила Березина
«Господь наш не носит ключей царства и жизни подобно тому, как носит ключи смерти и ада: где нет врат, там не нужно и ключей, ибо при вознесении Господнем небесные врата совсем прочь взяты и уже никогда не будут после затворены, как пишется о сем в Откровении: «Врата его не имут затворитися во дни: ноши бо не будет» (Апок. 21:25). Посему-то и ключи там не нужны. Сам Господь не носит их, но отдал их Петру и прочим апостолам, как бы говоря: «Мне они не нужны; носите их вы и уже без труда отверзайте отверстое, отверзайте не затворённое, отмыкайте не заключенное; если только кто сам своей волей заградил себе небесный вход, тому вы можете помочь сими ключами, следующим же за Мной свободен вход и без ключа, ибо врата для них не закрыты и, как взятые прочь, не могут затвориться», — такими проникновенными словами обращает наше внимание на подлинный смысл Вознесения Господня святитель Григорий Палама.
Действительно, ныне мы видим, что нет ничего невозможного для Бога! Рождается ли Предвечный от Девы — и «побеждается естества чин». Воскрешает ли Жизнодавец умерших — и смерть бежит прочь. Нисходит ли Владыка во ад — и «рушатся вереи вечныя».
Но ныне день особый — Господь открывает вход в Небесный Иерусалим. Для кого же открывает? — Для нас христиан, потому что ныне уже не рабы, а Его сыны и дочери! Какая же плата за вход? — Она упразднена!
Прошла долгожданная Пасха, Спаситель покидает своих учеников, покидает и нас... Но не скорбим мы, потому что знаем: Он Сам ждет нас, чтобы разделить Пасхальную трапезу в доме Отца Небесного.
Что же остается теперь нам? Будем ли пребывать в праздности, дожидаясь обещанного нам Царствия?! Нет! — Должны мы Преобразиться, входя в открытые двери Царства, как преобразился Сам Христос после воскресения. Должны понять мы, что без Преображения не бывает Вознесения! Но каков же путь Преображения христианина?
Псалмопевец восклицает: «Чашу спасения приму и имя Господне призову» (Пс. 115, 4), — должны мы сами выбрать уготованное нам Царство. Действительно, почему бы не взять Его, ведь оставлено оно даром и притом с избытком?! Но зовет всех Христос и оказывается, что «много званных, но мало избранных» (Мф. 20, 16). Возлюбили мы славу человеческую, а славу Божию отвергли. Нашли мы сокровище на земле, и потому нет нам никакого дела до сокровища небесного! — Сердце наше порабощено. Разорвем же подобно ветхозаветному Самсону опутавшие нас цепи! Итак, должны мы согласиться принять Чашу спасения и выбрать Небесный Иерусалим.
Но выбранный путь в Царство Господне — это путь подражания Христу. Должны помнить мы, что путь подражания Христу заканчивается всегда одинаково — Его Крестом... Не понеся крест любви к окружающим нас людям, мы не достигнем Преображения. Стонем мы под этим крестом, потому как окружающие нас люди кажутся нам убогими (порою даже отвратительными) и не достойными нашего внимания, попечения и заботы. Вспомним же, что Христос умер за каждого человека — не исключая и самых ужасных представителей человеческого рода. Итак, возлюбим ближних своих, какими бы они не были и тем уподобимся Христу.
Наконец, просим мы в молитве Господней: «Да святится Имя Твоё»! Произнося эти слова много раз за день — мы забываем, что «святиться» Имя Господне должно в нашей жизни. Идем ли мы по улице, добываем ли пропитание, или же находимся в храме — должны мы являть миру светлый лик Христов. Лик не ветхого, греховного человека, но Сына Всемогущего Бога, сотворившего небо и землю! Как восклицает апостол Павел: «И уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2,20). Это стремление являть в себе Христа должно стать нашей каждодневной потребностью.
Итак, открыты врата, грядет Царство Господне, ждет нас Христос, накрыта пасхальная Трапеза — обратимся же к Богу, пойдем путем любви к ближнему, наконец, преобразим себя в подражании нашему Учителю! И тогда, конечно, сбудется на нас слово Господне: «и радости Вашей никто не отнимет у Вас» (Ин. 16, 22). Аминь.
- 1137 просмотров