Литургия в Неделю о Закхее
Да веселя́тся Небе́сная, да pа́дуются земна́я, я́ко сотвоpи́ деpжа́ву мы́шцею Свое́ю Госпо́дь, попpа́ сме́pтию сме́pть, пе́pвенец ме́pтвых бысть; из чpе́ва а́дова изба́ви нас, и подаде́ ми́pови ве́лию ми́лость. Тропарь Воскресный глас 3 |
18 февраля — Неделя 37 по Пятидесятнице, Попразднство праздника Сретения, день памяти святой мученицы Агафии Панормской. Мученица Агафия Панормская имеет особую благодать спасать призывающих ее святое имя в молитвах от землетрясений, пожаров, извержений вулканов и иных катастроф и стихийных бедствий. Святая дева Агафия проживала в III веке на острове Сицилия — в городе Панорме (ныне — Палермо) и была дочерью знатных родителей христиан. В правление императора Декия Траяна по всей Римской империи начались жестокие гонения на верующих во Христа. В 250 году император повелел областным правителям всеми мерами, включая насильственные, принуждать христиан поклоняться идолам. Преследование христиан, которое началось вследствие этого указа, превосходило все предшествующие своею жестокостью.
Правитель города Панорма — Квинтиан, прослышав о богатстве и красоте Агафий, послал за ней воинов, чтобы привести ее на суд как христианку. Увлеченный красотою Агафии, он решил хитростью отвлечь ее от христианской веры и с этой целью поместил ее в дом одной язычницы-вдовы, проводившей безнравственную жизнь. Пожилая язычница, ее дочери и служанки пытались соблазнить святую Агафию яркими нарядами, изысканными угощениями и всяческими развлечениями. Но святая не поддалась на их уловки и, отвергнув все наслаждения, молила Господа даровать ей силы на мученический подвиг. Ни роскошь, ни веселье, ни уговоры не сломили веры и благочестия юной христианки.
Видя, что его хитрость не принесла никаких результатов, правитель Квинтиан разгневался и задумал прибегнуть к жестоким мерам. Он стал грубо допрашивать Агафию, почему она не кланяется идолам. Раздраженный смелостью и мудрыми ответами Агафии, правитель подверг ее жестоким мучениям и затем заключил в смрадную темницу. Видя, однако, ее непреклонность, Квинтиан приказал своим слугам рвать железными клещами и когтями тело святой девы. Истерзанную Агафию вновь бросили в темницу.
В тюремной камере страдалице явился апостол Петр и чудесным образом исцелил ее от ран. После явления Первоверховного апостола всю ночь необычайный свет наполнял темницу; испуганные небесным знамением воины разбежались и оставили двери открытыми. Святая Агафия, однако, этим не воспользовалась и не покинула заточения, желая принять мученическую кончину за Христа, и тем самым засвидетельствовать истинность своей веры перед жителями Панорма.
На пятый день святую Агафию вновь привели на пытку. Квинтиан изумился, когда увидел что дева стоит перед ним совершенно невредимая и сияющая красотой еще более чем прежде. Но даже такое чудесное исцеление мученицы не тронуло сердце жестокого правителя. Подстрекаемый своими коварными советниками он придумал изощренный способ мучения — велел разложить на земле разожженные в огне острые черепицы, посыпать их горячими углями, и на них бросить святую.
В это время в городе и окрестностях началось страшное землетрясение, стали разрушаться самые прочные крепостные стены и дома, а в земле появились огромные трещины. Во время этого стихийного бедствия погибли коварные советники Квинтиана и палачи, производившие пытки. Жители Сицилии испуганные катастрофой, прибежали во дворец к Квинтиану и стали требовать, чтобы он перестал мучить невинную девицу, ради которой произошло землетрясение. Правитель, испугавшись бедствия и народного возмущения, велел прекратить пытки и отвести святую в темницу. Мученица, воздев руки свои к небу, стала усердно молиться Богу, и тотчас землетрясение утихло.
Помолившись, она мирно предала дух свой в руки Божии. Узнав о ее блаженной кончине, жители Панорма поспешили придти в темницу, и, взяв тело святой Агафии, приготовили его для погребения. Во время похоронной процессии к телу мученицы подошел прекрасный юноша, который вложил в ее гроб каменную дощечку, на которой была надпись: «Непорочный ум, добровольная жертва Богу, и отечеству избавление». Положив дощечку, юноша тотчас сделался невидимым, и все поняли, что это был ангел Божий.
Слава о мученице Агафии распространилась далеко за пределами Сицилии. Над ее мощами была построена церковь, а скромная простая одежда, в которой ходила святая, была положена на гробнице мученицы для напоминания паломникам о ее смирении. Спустя год после кончины мученицы Агафии, гора Этна, около сицилийского города Катаны, начала извергать огненную лаву, которая текла как громадная река; из жерла вулкана падали раскаленные камни, а земля в окрестностях содрогалась и трескалась. Жители Катаны, боясь за гибель своего города, собрались на молитву к церкви мученицы Агафии. С пением псалмов они взяли одежду святой и встали на пути текущей лавы. Предстательством мученицы Агафии произошло чудо — лава прекратила течь, вулкан погас и землетрясение прекратилось. Это чудо не раз повторялось в последующие века, именно поэтому святой Агафии молятся как защитнице от землетрясений, извержений вулканов, селевых потоков, пожаров и иных бедствий.
Эта Неделя именуется Неде́лей о Закхе́е — последнее воскресенье перед началом подготовки к Великому Посту. Следующее воскресенье после Недели о Закхее — это Неделя о мытаре и фарисее, начало богослужений с использованием Постной Триоди. Рассказ об искреннем покаянии Закхея является примером для приготовления христиан к покаянию в период Великого поста.
Божественную Литургию в этот день в Кафедральном соборе Вознесения Господня совершили клирики собора. Диаконский чин Владимир Бартоль, Алексей Александрович. Песнопения Литургии исполнил хор кафедрального собора под управлением регента Затай А. А. За Литургией молился Высокопреосвященный Владимир, архиепископ Петропавловский и Булаевский.
На Божественной Литургии было прочитано Евангельское Зачало 94 от Луки: Потом [Иисус] вошел в Иерихон и проходил через него. И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом, и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо неё. Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. И он поспешно сошел и принял Его с радостью. И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку; Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо. Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее. ( Лк. 19:1–10)
По прочтении Евангельского отрывка на сугубой ектении были произнесены прошения о помощи Божией в умирении церковных нестроений. По сугубой ектении были прочитаны молитвы «О ниспослании мира земле Украинской» и «О даровании пастырей Церкви Петропавловской».
- 1110 просмотров