Небо на земле

  Кто сказал, что нету чуда, мир погиб во цвете лет,
Где и в полночь отовсюду несказанный льется свет?!
Кто сказал, тот лжет безбожно, будто мир погряз во зле,
Если можно, все же можно видеть небо на земле?!
Е. Чудин

По благословению архиепископа Петропавловского и Булаевского Владимира группа прихожан нашей епархии (Айвазова А. О., Козлова Т. К., Моргунова Е. В., Осадчая О. А., Харитонова В. Ф. и др.) совершила паломническую поездку по святым местам, которую возглавил управляющий Пресновским благочинием, настоятель храма в честь иконы Божией Матери Казанской города Мамлютки иерей Евгений (Столяров).

Небо на земле

Смысл жизни христианина, по словам Серафима Саровского, есть стяжание благодати Духа Святого. Святой говорил о молитве, посте, как о самых действенных способах достижения этой цели. Но он не исключал возможности использовать и другие средства, дабы сподобиться этого великого дара. Паломничество — это, несомненно, один из них.

Что же такое паломничество? Дословно «паломник» переводится с латинского как «пальмовник» (palmarius), т. е. «несущий пальмовую ветвь». Так в древние времена называли путешественников, посещающих Святую Землю для поклонения Гробу Господню. Они шли с пальмовыми ветвями в руках, символом встречи с Господом Иисусом Христом. Именно пальмовыми ветвями когда-то встречал Его народ при входе в Иерусалим. Таким образом, цель паломничества — встреча с Господом.

Паломничество по святым местам представляет собой одно из проявлений благочестия, вызванное желанием увидеть великие святыни, помолиться в местах, особо значимых для христианского сердца, воздать таким образом Господу, Божией Матери, святым видимое поклонение. Отправляясь в него, важно понимать, что это не обычная поездка, не отдых, а напряженный труд. И речь идет не о физических нагрузках (хотя об этом тоже нужно помнить). Паломничество — серьезное испытание души, мерило духовного развития, некий индикатор внутренней зрелости и готовности хотя бы в малом потрудиться, поработать над собой не только в мыслях и желаниях, не только в просьбах и молитвах, а в конкретных искушениях и ситуациях. А, как известно, чем ближе к святыне, тем больше искушений.

Паломническая поездка была насыщена и великими дарами Божьими, и испытаниями. Три дня мы провели в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском женском монастыре, приложились к мощам прп. Серафима Саровского, прошли по канавке Пресвятой Богородицы, погрузились в благодатную воду в святых источниках, исповедались и причастились Святых Христовых Тайн. Отец Евгений сослужил прибывшему архиерею на Божественной Литургии.

Затем отправились в г. Арзамас, что в 80 км от Дивеева. До революции в городе действовало 36 храмов и 5 монастырей на 20 тысяч населения. Колокольный звон раздавался со всех колоколен и радостными торжественными звуками устремлялся в самое небо. «...Всюду было такое изобилие золоченых, похожих на... яблоки, куполов, что казалось, этот город был вышит в золотошвейной мастерской руками искусных женщин...», — так поэтично отозвался об Арзамасе писатель К. Г. Паустовский.

В провинциальном купеческом до революции городе Арзамасе, а ныне третьем по наличию промышленного, культурного потенциала в Нижегородской области находится древнейшая святыня Нижегородской земли — Николаевский женский монастырь, основанный в конце XVI века в честь святителя и чудотворца Мир Ликийских Николая. Это место необыкновенно красивое, ухоженное, изобилующее живописными уголками с ландшафтным дизайном. В монастыре хранятся чудотворные иконы Божьей Матери «Рубленая» и «Избавление от бед страждущих». Одна из главных святынь монастыря Резной образ святого Николая Чудотворца «Можайского» («Никола-Проща»). Подарен основателю монастыря иерею Феофилакту игуменом Спасского монастыря Сергием около 1580 года. После революции находился в Воскресенском соборе города Арзамаса. Возвращен в обитель в день освящения Никольского храма 18 декабря 2015 года. Вместе с другими паломниками мы прочитали акафист Божией Матери, поклонились святыням.

Затем нас ждала поездка в город Муром. В Муроме посетили Благовещенский мужской монастыре, учрежденный Иваном Грозным в 1555 г. Здесь мы приложились к мощам благоверных муромских князей Константина, Михаила и Феодора и, конечно же, побывали в Свято-Троицком женском монастыре, где находится величайшая муромская святыня — мощи святых благоверных князя Петра и княгини Февронии — покровителей православной семьи, любви и благополучия в браке. Среди монастырских традиций было распространено искусство вышивки золотом, серебром и драгоценными камнями. Руками монахинь украшены оклады многих икон обители. Один из старинных образов XVII века — икона Казанской Божией Матери с ризой, расшитой сестрами Троицкого монастыря, хранится в Муромском историко-художественном музее. В настоящее время вышитые иконы украшают интерьер Троицкого собора монастыря. Читать акафист у мощей благоверных князей не благословили, поэтому мы прочитали его на улице у входа в собор. Во время чтения неожиданно приехали операторы ТВ России, и мы стали «звездами» российского телевидения.

Далее мы отправились в г. Владимир, где посетили собор Успения Пресвятой Богородицы — кафедральный собор Владимирской епархии, основанный князем Андреем Боголюбским в 12 веке. В 1992 году Успенский собор был включён в список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО. Это единственный храм, где сохранились подлинные, документально подтверждённые и точно датированные фрески Андрея Рублёва и Даниила Черного. От их росписей сохранились отдельные изображения большой композиции «Страшного суда», занимавшей всю западную часть храма, и фрагментарные изображения в алтарной части собора. В соборе в течение 460 лет находились мощи святого благоверного князя Александра Невского, пока по Указу Петра I в 1723 году их не перевезли в Александро-Невскую лавру в Санкт-Петербург. Владимирцам в утешение оставили частицу его мощей, к которой нам удалось приложиться.

Затем мы отправились в город Суздаль: побывали на службе в Свято-Васильевском мужском монастыре, исповедались и причастились Святых Христовых Тайн. Этот монастырь является единственным в России, носящим наименование в память святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской и упоминается в повествовании о междоусобной войне российских князей в 1095 году как пощажённый князем Олегом в Суздале от сожжения.

Также побывали в Покровском женском монастыре, расположенном на живописном берегу реки Каменки; поклонились мощам святой Софии Суздальской (Соломонии Сабуровой, первой насельницы монастыря, жены Василия III, ушедшей в монастырь из-за бездетности); полюбовались красотами необыкновенно изящного и благоухающего от разнообразия цветов и деревьев города, расположенного в заповедной зоне, охраняемой государством.

По пути в Ярославль нас ждал неожиданный подарок — объект Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, архитектурный комплекс Спасо-Евфимиева монастыря. Монастырь основан в 1352 году. Первым игуменом обители стал преподобный Евфимий, один из духовных собеседников Сергия Радонежского. После канонизации Евфимия (1549 г.) монастырь стал известен как Спасо-Евфимиев. Существующий каменный ансамбль монастыря сложился в XVI-XVII веках. В родовой усыпальнице монастыря в 1642 году был похоронен национальный герой России князь Дмитрий Пожарский. В 1933 году построенный на народные средства памятник герою был разрушен, а в 2009 году года мемориал Дмитрия Пожарского восстановлен. На месте захоронения полководца появились крест и мемориальная плита. Рядом с местом погребения — памятник-часовня.

В Ярославле мы остановились в паломническом центре необыкновенного по своей красоте Толгского Свято — Введенского женского монастыря, расположенного в живописном месте слияния рек Волги и Толги, ее притока. Это поистине райское место на земле. Красотой храмов, икон, изумительных фресок, цветников, своей благоустроенностью монастырь затмевает все виденное. Чудом небесным и подвигом земных людей можно объяснить восстановление обители из руин и полнейшего упадка в годы безбожия. Основание обители относят к 1314 году, когда была явлена чудотворная икона «Богоматерь Умиление на престоле», которая стала драгоценной святыней, покровительницей Ярославля. В начале 16 века посетивший монастырь царь Иоанн Грозный получил у иконы излечение больных ног и повелел строить первый в обители каменный храм. Самый древний из четырех монастырских храмов — Крестовоздвиженский — построен в 1625 году на средства царя Михаила Романова. Введенский собор был построен в 1683 году и расписан в 1690 в греческом стиле мастерами Ярославля и Костромы на средства молодых царей Иоанна и Петра Алексеевичей. Тогда же была построена и 60-метровая величественная звонница. В начале 18 века построен Спасский храм с девятью главами.

В 1763 году монастырь посетила императрица Екатерина Великая, в 1913 — император Николай II с семейством. 26 мая 1988 года Толгский монастырь праздновал обретение и перенесение честных мощей великого подвижника, религиозного мыслителя и духовного писателя XIX века — святителя Игнатия (Брянчанинова), которые пребывают в обители по сей день, и к которым нам посчастливилось приложиться. В монастыре хранится частица Ризы Господа Иисуса Христа (одеяние Христа, полученное по жребию одним из воинов, присутствовавших при распятии (Ин. 19:23–24), к которой мы приложились во время богослужения. Также в Толгской обители хранятся частицы гвоздя, которым был распят Господь наш Иисус Христос; ризы Пресвятой Богородицы; Туринской плащаницы; хитона Крестителя Господня Иоанна; частица мощей свт. Луки Войно-Ясенецкого и множество других святынь.

В Ростове Великом нас ожидала новая встреча с чудом — Спасо-Яковлевский мужской монастырь, расположенный на берегу озера Неро, где хранятся мощи святителя Димитрия Ростовского. В 1702–1709 годах монастырь находился под опекой митрополита. Приехавший 1 марта 1702 года в Ростов по велению Петра Первого, он отслужил благодарственный молебен в Троицком соборе. По преданию, в тот же день он указал место своего будущего погребения — в юго-западном углу храма. Димитрий Ростовский был погребён 25 ноября 1709 года в Троицком храме монастыря. В 1758 году по приказу императрицы Елизаветы Петровны была создана серебряная рака для мощей Димитрия Ростовского. На серебре выгравирована эпитафия, сочинённая М. В. Ломоносовым. У раки митрополита мы прочитали молитву и приложились к мощам святителя.

Божьим Промыслом неожиданно для себя мы посетили еще один монастырь в Ростове — Свято-Авраамиев Богоявленский женский монастырь, один из древнейших в Северо-Восточной Руси. Он основан в 990 году преподобным Авраамием Ростовским, которому явился сам апостол Иоанн Богослов и вручил камышовую трость, которой Авраамий сокрушил языческого идола Велеса и на этом месте построил храм в честь Святого Богоявления Господня. Авраамий преставился 29 октября/11 ноября 1010 года. Святые мощи были обретены в 1210 году и прославились чудесами при князе Всеволоде III. В безбожное время, 26 апреля 1920 года, мощи были осквернены и переданы в музей. В 1991 году мощи преподобного Авраамия вернули возродившемуся монастырю, сейчас они почивают в Никольском храме обители. Мы удостоились редчайшей возможности приложиться к ним (нам открыли защитное стекло!) и помолиться у раки преподобного.

Переславль-Залесский считают самым сердцем России. Город — ровесник Москвы — основан младшим сыном Владимира Мономаха Юрием Долгоруким в 1152 году. Мы остановились в Феодоровском женском монастыре. Святой Фёдор Стратилат — прославленный воевода, в IV веке принявший мученическую смерть за христианскую веру. Так случилось, что в день памяти этого великомученика 8/21 июня 1304 года в южных окрестностях Переславля произошла жестокая битва между москвичами и тверичами, претендующими на Переславль. Москвичи в союзе с переславцами одержали победу, в память которой поставили обитель. В Фёдоровском монастыре много пожертвованных икон. Среди них — святыня, недавно ставшая известной, — небольшой чудотворный образ Божьей Матери, литографическая копия родовой иконы греческого императора Андроника III, вывезенной в Россию в 1839 году. В 2005 году, перед Рождеством, Андрониковская икона начала источать благодатный аромат. Во время посещения обители многие опускают записки с просьбами в ящичек киота Андрониковской иконы Божьей Матери. Каждый из нас конечно же воспользовался этой уникальной возможностью.

Одна из величайших святынь Ярославской земли — знаменитый Годеновский Крест, который пребывает на подворье Переславского Никольского монастыря, в храме святителя Иоанна Златоуста в с. Годеново. Это огромное деревянное Нерукотворное Распятие Иисуса Христа. Крест был обретен на глухом болоте, недалеко от Ростова Великого. В исторических источниках говорится, что он явился «от греческой стороны» в 1423 году, то есть за 30 лет до падения Константинополя и Византии. Для русской истории эти 30 лет были очень важными. Это годы правления Василия II, при котором окрепла объединившая земли многих княжеств Московская Русь, что явилось предпосылкой независимости Русской Церкви от Константинопольского Патриархата. После женитьбы Ивана III на Софии Палеолог на Русь приходит герб Византии. А перед этим — Цареградская икона Божией Матери. Как и Животворящий Крест, она становится одним из символов того, что Русь — преемница Византии. Тогда же старец Филофей напишет знаменитые слова: «Два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти». Осмыслив все эти события, можно сказать: своим явлением Животворящий Крест предзнаменовал грядущее державное строительство Руси.

Почти шестьсот лет непостижимым образом у Нерукотворного Креста обретают исцеления неизлечимо больные верующие, страдающие заболеваниями опорно-двигательного аппарата, алкоголизмом и самыми страшными недугами. В храме ведется документальная летопись чудес и исцелений, которая постоянно пополняется. Ученые пытались установить возраст и породу дерева, из которого изготовлен Крест, и пришли к изумляющему выводу: такого дерева на земле не существует! Во времена богоборчества Животворящий Крест пытались распилить, разрубить, сжечь, его обливали кислотой и отработанным машинным маслом, много раз пытались перенести в другое место, но непостижимым образом Крест оставался целым и невредимым и даже начал испускать тонкое благоухание! В 90-годы сестры монастыря взяли под свое покровительство полуразрушенный храм с обветшавшей святыней и начали молиться перед Крестом. Сегодня в дни празднования Кресту святыню посещает до 10 тысяч человек в день.

Защитное стекло, к нашему удивлению, открыли, и мы смогли приложиться ко Кресту, затем отец Евгений помазал нас маслом от его лампады. Задолго до поездки мы с трепетом ждали этой встречи со святыней. И она состоялась! Слава Тебе, Господи!

В 70 километрах от древнего Переславля-Залесского в живописном лесном месте, изобилующем грибами, ягодами и целебными травами, на берегу тихой извилистой речки Сольбы возвышаются белоснежные храмы старинной Николо-Сольбинской обители.

Вот уж поистине чудо чудное, диво дивное! Монастырь имеет более чем 500 -летнюю историю и, в буквальном смысле, за последние 30 лет возрожден из небытия, из руин. Матушка игуменья Еротиида, узнав, что прибыли паломники из Казахстана, распорядилась провести для нас экскурсию и накормить ужином в потрясающе красивой трапезной. А история монастыря удивительна!

В древности эти места населяли угро-финские племена, и «солба» на их языке означало «живая вода».

Местоположение обители, и по нынешним временам глухое и затерянное в бескрайних и дремучих лесах, представляется крайне удобным для всех ищущих уединения и удаления от мира. Немного найдется в России таких мест, которые уже сами по себе являются достопримечательностью. Свою историю Николо-Сольбинский монастырь ведет со второй половины XV — начала XVI веков. Предположительно он был основан одним из учеников преподобного Сергия Радонежского, первоначально был мужским и находился в 4 км от нынешнего расположения монастыря. Обитель много претерпела на своем веку.

Возрождение монастыря началось после многолетнего перерыва, зимой 1999 года на Сольбу прибыла настоятельница матушка Еротиида с тремя сестрами 16, 17 и 18-ти лет. Их встретила полная разруха, мерзость запустения, антисанитария. Территория была завалена горами больничного мусора, заросла лесом, храм был осквернен и обезображен, в развалинах бывшего монастырского корпуса ютились бомжи и опасные личности.

Усилиями игумении, сестер и неравнодушных людей в монастырь было проведено электричество, телефонная и сотовая связь, оптиковолоконный интернет, все коммуникации, сделаны дороги. В 2013 году был проведен газ, который тянули ради монастыря 70 км из г. Переславля, попутно газифицируя все деревни.

В монастыре построено и строится 12 храмов, часовня, купальня на источнике, жилые и хозяйственные помещения, детский приют, школа, детский сад и ясли, первый в России православный профессиональный колледж «Добрая школа на Сольбе», создан лучший в округе медицинский центр в честь преподобного Агапита Печерского, лицензировано 13 видов медицинской деятельности, работают рукодельные мастерские. В настоящее время в обители проживает 40 сестер. На полном обеспечении монастыря живут, воспитываются и учатся более 100 детей от 0 до 18 лет.

С мая 2016 года монастырь проводит фестиваль православной культуры «Хлеб-да-сольба», где собираются певцы, танцоры, музыканты со всей России. Проводятся мастер-классы и поварские состязания. Фестиваль собирает большое число гостей. Идет уникальный эксперимент, когда монастырь формирует возможность зарождения центра духовной жизни современного поселения с образовательной, медицинской и иной инфраструктурой. Вот уж поистине «живая вода»!

Попрощавшись с удивительным местом, где живут Любовь, Добро и Милосердие, и его гостеприимными насельницами, мы отправились в Сергиеву Лавру. Сергиев монастырь, основанный Сергием Радонежским в середине XIV века, — один из центров русского православия и сокровищница древнерусской культуры. «Тут не только эстетика, — писал П. А Флоренский, — но и чувство истории, и ощущение народной души, и восприятие в целом русской государственности».

Свято-Троицкая Сергиева Лавра встретила нас множеством чудес и дивных даров от Бога. Присутствие преподобного Сергия и помощи Божьей ощущались во всем. И в том, что в Троицком соборе мы трижды приложились к раке под серебряной сенью (вклад императрицы Анны Иоанновны 1737 г.) с мощами преподобного Сергия Радонежского; и в том, что смогли исповедаться и причаститься Святых Христовых Тайн; и в том, что удалось послушать звон лаврских колоколов, в том числе крупнейшего в мире действующего Царь-колокола весом 73 тонны; и в том, что полюбовались образом Святой Троицы в арке над Святыми Вратами, выложенным уральскими самоцветами; и, наконец, в том, что поклонились величайшей святыне — иконе Андрея Рублева «Троица» («Гостеприимство Авраама»), которая была возвращена 22 июня 2024 г., накануне праздника Святой Троицы, в Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры — в то место, для которого она была написана великим иконописцем. Кроме этого прп. Сергий даровал нам поездку в дивное местечко Святогорье в 25 км от Сергиева Посада, где прямо с гор течет чистейшая родниковая вода, где мы искупались и отдохнули.

Эпилогом нашей паломнической поездки стал Раифский Богородицкий мужской монастырь в 30 км от Казани, основанный в начале 17 века. Древняя обитель находится на берегу живописного озера и окружена заповедным лесом. Название монастыря берет начало от монашеского поселения Раифа неподалеку от горы Синай (Египет). По одной из версий, «Раифа» переводится как «Богом хранимая». В IY веке произошли трагические события, связанные с мученической гибелью монахов-старцев от рук варваров.

Спустя 13 веков монашеский дух и традиции Святых отцов, в Синае и Раифе убиенных, были возрождены на казанской земле. С 1930 по 1990 гг. на территории обители располагалась колония для малолетних преступников, в 1990 началось восстановление разрушенного монастыря.

Особо почитаемая здесь святыня — покровительница обители, чудотворная икона Божией Матери «Грузинская» (1661 г.), к которой мы с молитвой приложились.

Сегодня в обители организован приют для детей-сирот, создан издательский отдел, а монастырский квартет «Притча» известен не только в России, но и за рубежом. Репертуар квартета состоит из православных духовных песнопений, народных песен и романсов русских композиторов, произведений зарубежных авторов и собственных сочинений. Произведения исполняются «a capella», т. е. без инструментального сопровождения. Основная деятельность квартета — участие в Богослужениях, сохранение и развитие русской православной певческой культуры в России и за ее пределами.

Поездка помогла осознать, что паломничество — это одно из средств духовного совершенствования человека, которое позволяет увидеть не только свои недостатки, немощи, но и силу Божию, Его помощь и поддержку. Непостижимым образом дух святых мест способен пробудить в нас то, что есть в наших душах от наших предков — веру христианскую, подарить ощущение Божьей благодати.

Мы осознали, что монастыри несут свою особую службу. И при этом гораздо более значимую, чем обучение детей грамоте или облегчение страданий больных. Монастыри — это небо на земле. Монастыри — это запасной водоем живой воды: они питают и увлажняют иссохшие пустыни духа мирской жизни и дают живительную влагу душам жаждущих. Монастыри — это

То диво, что глазам доступно,
Та величавость, что проста,
Та красота, что неподкупна,
Та несравненность, что чиста...

Е. В. Моргунова, прихожанка храма Всех Святых

Небо на земле Небо на земле Небо на земле Небо на земле Небо на земле Небо на земле Небо на земле Небо на земле Небо на земле Небо на земле Небо на земле Небо на земле Небо на земле Небо на земле Небо на земле Небо на земле Небо на земле Небо на земле Небо на земле Небо на земле Небо на земле Небо на земле Небо на земле Небо на земле Небо на земле Небо на земле Небо на земле Небо на земле Небо на земле Небо на земле Небо на земле Небо на земле Небо на земле Небо на земле Небо на земле Небо на земле Небо на земле Небо на земле Небо на земле Небо на земле Небо на земле Небо на земле Небо на земле Небо на земле Небо на земле Небо на земле Небо на земле Небо на земле Небо на земле Небо на земле Небо на земле Небо на земле Небо на земле Небо на земле Небо на земле Небо на земле Небо на земле Небо на земле Небо на земле Небо на земле Небо на земле Небо на земле Небо на земле Небо на земле Небо на земле Небо на земле Небо на земле Небо на земле Небо на земле Небо на земле Небо на земле Небо на земле Небо на земле

Категория: 

Система Orphus

Вознесенский кафедральный собор г. Петропавловск | Православная социальная сеть «Елицы»