Обращение Главы Православной Церкви Казахстана митрополита Астанайского и Казахстанского Александра перед началом Рождественского поста

Митрополит Астанайский и Казахстанский Александр

Дорогие братья и сестры, жители благословенной земли Казахстанской!

Наступают священные дни Рождественского поста — время подготовки к встрече праздника мира и Божией любви к людям — Рождества Господа и Спасителя Иисуса Христа.

Приближающийся пост имеет свой особый характер — он наполнен радостью грядущего светлого торжества и чувством глубокой благодарности к Спасителю, Который пришел к нам, чтобы удостоить нас великих и драгоценных обетований и сделать нас причастниками Божеского естества (2 Петр. 1:4). Каждый Рождественский пост мы вспоминаем многовековое ожидание человечеством Мессии-Христа и совершаем вместе с мудрецами-волхвами духовное путешествие к Вифлеемским яслям. Во мраке ветхозаветных времен пророк Исаия, выражая чаяния народов, молил Бога: «О, если бы Ты расторг небеса и сошел!» (Ис. 64:1). Эта жажда близости Бога к человеку, ожидание Его милости, желание быть рядом с Ним, должны присутствовать и сегодня в каждом из нас. Сам Господь наставляет: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его» (Мф. 6:33).

Через пришествие в мир Христа люди получили возможность обрести благодать и истину (Ин. 1:17). Благодать — это Божественная сила, даруемая Творцом человеку для спасения. Именно этой силой побеждается грех и умножается всякая добродетель. Без благодати не победить зла, а значит и не преодолеть всего того, что омрачает нашу жизнь; без благодати Божией нам невозможно ни себя изменить к лучшему, ни преобразить окружающую нас действительность. Преподобный Серафим Саровский саму цель жизни христианина полагал в стяжании, в приобретении благодати Духа Святого. Этот же великий подвижник указал на те средства, которыми привлекается эта Божественная сила в человеческие сердца: «Пост, и бдение, и молитва, и милостыня, и всякое Христа ради делаемое доброе дело».

Святые отцы и учителя Православия, взошедшие своей жизнью и трудами от земли к Небу, оставили нам немало поучений и советов о том, как правильно соблюдать пост. Один из важных аскетических законов предлагает нам святитель Василий Великий: «Вместе с телесным постом должен быть и душевный. Телесный пост — когда чрево постится от пищи и питья. Душевный пост — когда душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов». От невоздержания, как мы читаем в открывающей Библию книге Бытия, произошло грехопадение наших прародителей. Первые люди преступили повеление Творца из-за того, что были невоздержанными. Господь дал им все для жизни, но дал и заповедь, которая должна была воспитывать — совершенствовать волю, укреплять их связь с Богом. Однако человек не захотел воздерживаться, а поступил по своему желанию. Святейший Патриарх Кирилл в одной из своих проповедей сказал: «Если проанализировать любой грех, то как причина за ним всегда стоит невоздержание». Заповеданный нам Церковью пост, соединяющий в себе духовные и телесные подвиги и ограничения, открывает нам пути к стяжанию благодати, делает нас способными управлять своими мыслями, чувствами и делами в соответствии с Божественными повелениями. Апостол Павел, размышляя о силе греха, обитающего в человеческой природе, сетует: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим. 7:19). Из Священного Писания мы знаем, что если грех наступает через невоздержание, то освобождение от греха, обновление души и тела, очищение ума и сердца начинается с воздержания. Спаситель предупреждает: «Неверный в малом неверен и во многом» (Лк. 16:10). Если человек не может обуздать своих плотских желаний, не хочет контролировать материальные запросы, то как он противостанет духам злобы поднебесным (Еф. 6:12), как обретет праведность и мир и радость во Святом Духе (Рим. 14:17). Поэтому Церковь Христова предлагает нам делать ради своей бессмертной души эти малые, незначительные шаги — воздерживаться от определенных видов пищи, от перенасыщения, от неразумных увеселений, от пустых разговоров и сплетен, от праздного времяпровождения за просмотром телевизора и блуждания по интернету. Все эти ограничения никоим образом не делают нас ущербными и несчастными, а, напротив, открывают нам дорогу покаяния, путь возвращения к Небесному Отцу. «Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое» (Втор. 30:19), — взывает к человеку Бог голосом древнего пророка. Единственно верный выбор — выбор вечного блаженного бытия с Господом помогает нам сделать подвиг поста.

Нам предстоят замечательные дни, и как важно не упустить тех возможностей, которые сейчас перед нами открываются. Как важно вырваться из суетной повседневности, взглянуть на себя, на своих близких, на свою жизнь, на свои устремления с Евангельской точки зрения, которую открыл всем нам Христос. Участие в Божественной Литургии и регулярное причащение Святых Христовых Тайн во время поста — это видимое и явное свидетельство жизни с Богом. Исповедь, усердная молитва, воздержание, забота и попечение о ближних, как и любое духовное дело, словно царской печатью запечатываются таинством Евхаристии и приобщением пречистому Телу и честно́й Крови Господа и Спасителя. В благоговении давайте задумаемся над великой тайной — в Евхаристии не образно, не символически, а абсолютно реально присутствует Христос, Совершенный Бог и совершенный Человек, Тот Самый Господь и Спаситель, Который родился от Приснодевы Марии в Вифлееме, Который ради нашего спасения умер на Кресте и воскрес из мертвых. Как же нам не стремиться к Нему, как же нам не желать приобщаться этому Хлебу живому, сшедшему c небес (Ин. 6:51)? Святитель Иоанн Златоуст говорит, что Христос «Хлебом жизни называет Себя потому, что от Него зависит наша жизнь, и настоящая и будущая». Будем не только в трепете преклоняться перед этим великим Таинством, но и, имея сердце сокрушенное и смиренное (Пс. 50:19), как можно чаще участвовать в святейшей Евхаристии.

Поздравляю всех вас, дорогие братия и сестры, с наступлением Рождественского поста и желаю всем нам в эти святые дни заступлением Царицы Небесной и молитвами новомучеников и исповедников Казахстанских, по слову апостольскому, прославлять Бога и в телах наших, и в душах наших, которые суть Божии (1 Кор. 6:20).

Призывая Божие благословение,

ГЛАВА ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ КАЗАХСТАНА

МИТРОПОЛИТ АСТАНАЙСКИЙ И КАЗАХСТАНСКИЙ

Система Orphus

Вознесенский кафедральный собор г. Петропавловск | Православная социальная сеть «Елицы»