Отдание праздника Рождества Христова в Свято-Никольском Кафедральном соборе г. Булаево
Велича́ем Тя, Живода́вче Христе́, |
По прошествии семи дней после празднования Высокоторжественного праздника Рождества Христова Церковь отмечает его отдание. Ради этого события в кафедральном соборе города Булаево была совершена Божественная Литургия. Празднование Рождества Христова завершается 13 января (31 декабря по юлианскому календарю), когда отмечается отдание (окончание) праздника. В Православной Церкви в праздновании больших праздников существует определенный порядок. Вначале идет предпразднство («перед праздником») — дни, когда церковные службы содержат песнопения на темы будущего праздника и являются своеобразной к нему подготовкой (все великие праздники имеют предпразднства по 1 дню, кроме Рождества Христова и Богоявления, из которых первый имеет 5, а последний 4 дня). Следующий этап — само празднество и, наконец, последний — попразднство («после праздника»).
Последний день попразднства, после которого его литургическое воспоминание прекращается до следующего года, называется называется «отданием праздника». Отдание знаменуется особо торжественным богослужением, во время которого исполняются все молитвы и песнопения, которые поются в самый праздник.
Литургию возглавил Преосвященный Владимир, епископ Петропавловский и Булаевский. Владыке сослужили прот. Сергий Первушин — секретарь епархиального управления; прот. Виталий Дементьев — настоятель собора, духовник епархии; иеромонах Долмат (Прохоров) — настоятель храма пророка Илии с. Лебяжье; иер. Михаил Березин — заведующий епархиальной канцелярией. Диаконский чин — Серафим (Максимов) и Владимир Бартоль.
Песнопения Божественной Литургии исполнил квартет кафедрального собора под руководством регента Затай А. А.
Литургия служилась по уставу первого дня праздника. Было прочитано евангельское зачало Рождеству. По окончании сугубой ектеньи была прочитана молитва «О даровании мира в земле Украинской».
По окончании литургии духовенство совершило славление праздника. И владыка обратился со словами проповеди: Рождество Христово есть праздник нового второго творения жизни через влитие в нее Божественного света. «Помысли все это человек, и возвеселись духом, — говорят святые отцы. — Ты изгнан из рая, но ныне открываются тебе райские двери. Ты удален от Бога, но ныне Сам Господь Иисус сходит к тебе во плоти, чтобы ввести тебя в первое блаженство».
Но Господь является не во славе, не в громе и молнии, а в немощи, беспомощным и уязвимым, в образ новорожденного Ребенка. В Своем Рождестве Он отдается нашей любви, призывая нас ответить на Его беззащитность защищающей и соединяющей нас с Ним любовью. Он — Маленькое Дитя, способное погибнуть от любого ветерка, приходит к нам с главным вопросом: Могу ли Я родиться в тебе, в твоей душе, в твоем доме, в твоей семье, среди твоих близких? Могу ли Я прийти к тебе? Пустишь ли ты Меня к тебе? Вот в чем тайна Рождества.
Тогда, 2000 лет тому назад для Него оказались закрытыми все двери града Вифлеема. Никто не согласился дать приют Святому Семейству. Но места не нашлось не в домах, а в сердцах человеческих. Никто не принял Его рождение, все отвернутся и от Его смерти. Человечество отослало Его на далекий бесконечный путь страданий и лишений, отверженности и непонимания.
И сегодня Христос ищет новые ясли для Своего рождения, ясли человеческого тепла, любви, понимания. Только в сердце, распахнутом покаянием и слезами, может засиять свет Рождества Христова. Нам нужно оставить всякую гордость и надменность нашего ума, оставить все распри, вражды, нестроения, избегая всякого унижения других, злословия и осуждения и поспешить к источнику света, радости, милосердия и всепрощения.
И когда в душах наших вдруг затеплится любовь, значит, рождается в ней Христос. И тогда эта любовь будет подвигать нас к умиранию за другого человека. И нам не надо бояться этой любви. Надо отдать себя ей всего без остатка. И тогда родившийся Богомладенец станет реальностью не только давно минувших лет истории, но и нашей сегодняшней жизни. Аминь.
- 3772 просмотра