Отдел Религиозного Образования и Катехизации поздравляет всех пономарей Епархии с Православным днем пономаря
Понома́рь (от искаженного греч. παραμοναριος (парамонариос) — приставник, парамонарь) —
1) (алтарник) помощник священнослужителей при богослужении;
2) (в раннехристианские времена и сейчас в некоторых монастырях) — лицо, в обязанности которого входило наблюдать за храмом (не допускать в него неверных, отлученных и др.), поддерживать храм в порядке, запирать и отпирать его в надлежащее время, возжигать свечи и т. п.
Пономарское служение прошло несколько этапов развития. Само греческое слово paramonarios буквально означает «придверник» и происходит от двух слов: para — возле, meno — ждать. В первоначальном состоянии служения именно это слово лучше всего описывало его суть. И если в современном виде пономарское служение чаще всего отождествляется со служением алтарника и в большей степени заключается в помощи во время богослужения и в хозяйстве, то изначально от пономаря зависела безопасность всей общины или святыни. Вместе с этим, значительные изменения в служении принесли ряд вопросов, ставящих под сомнение канонический статус нынешнего пономарского служения.
Древнее служение
Впервые в письменном источнике пономари упоминаются во втором правиле Халкидонского Собора (451 г.), где говорится, что если епископ за деньги поставит кого-то в церковную должность, то должен быть лишен своего сана. Среди упоминаемых в правиле должностей есть и «парамонарь».
Однако пономарское служение возникло значительно раньше, во времена гонений (до 313 г.). В раннехристианской Церкви главной обязанностью пономаря была непрестанная охрана храма или священного места.
В храмах, часто находившихся в катакомбах, пономарь стоял у входных ворот и смотрел, чтобы в храм не входили отлученные, еретики, иноверцы и прочие посторонние. Это было чрезвычайно важным, поскольку во времена гонений, когда христиане были вынуждены скрывать свое вероисповедание, шпионы Римской империи пытались пробираться на христианские богослужения. Там они запоминали лица и имена христиан, что затем позволяло предать их властям.
При святынях — например, при Вифлеемской пещере — пономарь также должен был пребывать постоянно, чтобы охранять их от святотатства и для помощи паломникам.
После прекращения гонений необходимость в таком служении отпала, главной обязанностью пономаря стала забота о соблюдении порядка в храме, подготовке его к богослужению.
Современное служение
Сейчас пономарь ответственен за своевременное возжжение светильников в алтаре и на солее, подготовку облачений, веществ для богослужения, кадила, несение свечей во время богослужений, отирание уст мирянам во время Причащения, помощь священнику во время таинств и треб; по возможности и при необходимости — исполнение обязанностей чтеца, певца и звонаря.
Во время богослужения пономарь облачается в стихарь — богослужебное одеяние, напоминающее ветхозаветный хитон, а в случае наличия благословения от архиерея, еще и подрясник — нижнее повседневное облачение православного монашества и клира. Бывает, что за особые заслуги или многолетние труды архиерей может наградить пономаря правом ношения ораря на иподиаконский манер.
В древней Церкви над пономарем совершалась хиротесия, сейчас же достаточно священнического благословения на служение. Это означает, что фактически пономари остаются мирянами. Поэтому, в порядке исключения или в зависимости от традиции отдельной Поместной Церкви, к пономарскому служению допускаются женщины.
В Русской Церкви, во время гонений XX в., за неимением других кандидатов, пономарить могли пожилые монахини (чаще схимонахини). В современной Александрийской Церкви пономарить могут юные девочки (младшего школьного возраста).
Канонические и практические проблемы современного пономарского служения
На первый взгляд, при текущем состоянии пономарского служения наблюдаются определенные казусы, а именно: корректное наименование служения и канонический статус пономарей.
Сейчас нередко для наименования пономарей часто используется термин алтарник. Но термином служитель алтаря до XIX в. в Российской Империи было принято называть исключительно священнослужителей.
Использование термина алтарник в отношении пономаря обусловлено тем, что фактически современный пономарь может выполнять функции многих видов церковнослужителей, как уставных, например, свещеносца, чтеца, канонарха, и неуставных, например, звонаря, просфорника, свечника и т. д. В то же время, первоначальная задача служения, из которой и пошло слово пономарь, осталась в далеком прошлом. И потому «пономарь» кажется архаизмом, хотя к наименованию «алтарник», как и к каноническому статусу современного алтарничества, вопросы тоже есть.
Как уже было сказано выше, пономари не получают посвящения от епископа и являются мирянами. 69 правило Шестого Вселенского Собора гласит: «Никому из всех, принадлежащих к разряду мирян, да не будет позволено входити внутрь священнаго олтаря». Выходит, что современный алтарник не может входить в алтарь. И тем более это касается лиц женского пола: «Не подобает жене в алтарь входити» (44 правило Лаодикийского Собора).
Соответственно, рассуждая логически, облачаться во священные одежды мирянам также не дозволяется, поскольку облачение происходит на алтаре и потому, что ношение конкретных облачений предписывается для конкретных степеней клира, но не для мирян. Более того, если чтецам и свещеносцам, обязанности которых часто выполняет алтарник, дозволяется носить стихарь, то орарь вовсе не предусматривается к ношению низшими клириками: «Не должно низшему служителю церковному орарь носити» (24 правило Лаодикийского Собора).
Пускай все правила всех Соборов должны быть исполняемы: «От святых отец, на каждом Соборе, доныне изложенные правила соблюдать признали мы справедливым» (1 правило 4 Вселенского Собора); все каноны относительны, а не абсолютны: «Суббота для человека, а не человек для субботы» (Мк. 2:23-27). По икономии для пользы и благостояния Церкви могут существовать разные традиции, незакрепленные канонически. Это и позволяет пономарям (алтарникам) прислуживать в алтаре и облачаться в священные одежды.
Так как служение алтарника символизирует служение Ангелов у Престола Господня, к духовному облику прислужника выдвигаются строгие требования:
Внешне алтарник должен выглядеть опрятно и скромно, одежда должна быть чистой, выглаженной, обувь — начищенной, волосы подстрижены и причесаны.
Он должен жить духовно, что обозначает не только соблюдение внешнего благочестия, но и молитвенное делание, борьбу со страстями, внимательное отношение к внутренней жизни души.
Алтарнику необходимо вырабатывать в себе полезные качества души — смирение, трудолюбие, благочестие, внимательность.
Особое внимание следует обращать на речь — темп ее должен быть размеренный, обращение к людям кроткое, степенное, вежливое.
Согласно Преданию, алтарник, как и прочие служители алтаря, являет образ Горнего мира, и сослужит Господу Иисусу Христу в деле спасения людей.
Пусть Господь Иисус Христос хранит всех пономарей нашей Епархии!
С праздником, дорогие друзья!
- 597 просмотров