«Покланяемся Страстем Твоим, Христе. Покажи нам и славное Твое Воскресение!»
Днесь висит на древе, Иже на водах землю повесивый; венцем от терния облагается, Иже Ангелов Царь; в ложную багряницу облачается, одеваяй небо облаки; заушение прият, Иже во Иордане свободивый Адама; гвоздьми пригвоздися Жених Церковный; копием прободеся Сын Девы. Покланяемся Страстем Твоим, Христе. Покланяемся Страстем Твоим, Христе. Покланяемся Страстем Твоим, Христе.
Покажи нам и славное Твое Воскресение!
(антифон Великой Пятницы)
Вечером 5 апреля, в канун Великой Пятницы, в Вознесенском кафедральном соборе Преосвященнейший епископ Петропавловский и Булаевский Владимир возглавил служение утрени Великой Пятницы с чтением двенадцати Евангелий Святых Страстей Господа нашего Иисуса Христа.
Преосвященнейшему владыке сослужило духовенство храма: протоиерей Фёдор Бердик, благочинный собора иерей Михаил Березин, иерей Роман Пудов, эконом собора диакон Владимир Бартоль и диакон Антоний Чуриков.
Песнопения богослужения исполнил хор кафедрального собора под управлением регента Анны Александровны Затай.
За великопостным богослужением молились сотрудники епархиального управления и многочисленные прихожане кафедрального собора.
В начале утрени, под пение тропаря «Егда славнии ученицы…», святое Евангелие было вынесено духовенством из алтаря, и возложено на аналое перед Крестом, установленным посредине храма. Также была вынесена копия того тернового венца, которым был увенчан Спаситель.
По уставу Православной Церкви вечером в Великий четверг совершается Утреня Великой пятницы, или служба 12 Евангелий, как обычно называют это богослужение: все оно посвящено благоговейному воспоминанию спасительных страданий и крестной смерти Иисуса Христа. Содержание Евангелий посвящено прощальной беседе Иисуса Христа со Своими учениками на Тайной Вечери, преданию Его Иудой, суду над Ним у первосвященников и Пилата, Его распятию и погребению. По времени эти события относятся к ночи с четверга на пятницу и ко дню Великой Пятницы до вечера ее.
Слушая слова Евангелия, верующие становятся как бы соучастниками событий, описанных в Евангелиях. Страдания Господа переживаются и становятся частью личного духовного опыта.
При чтении Евангелия все молящиеся стоят с зажженными свечами, уподобляясь мудрым девам из притчи Спасителя, исшедшим со светильниками навстречу Жениху (Мф. 25:1-13). После богослужения, по благочестивому обычаю, верующие приносят эти свечи домой, и возжигают ими лампады перед келейными иконами.
Священники поочередно читали отрывки из Евангелия, периодически совершали торжественное каждение в храме. После богослужения прихожане поочередно подходили к Распятию и покидали храм с теплом в душе и с горящими свечами, лампадками в руках.
Чтение двенадцати Евангелий – это очень древний чин. В Иерусалимской церкви в первые века христианства Евангелие читали всю ночь в тех местах, где Господь учил Своих учеников перед страданиями – на Елеонской горе, где был взят под стражу – в Гефсимании, где был распят – на Голгофе. Ночью, переходя из одного памятного места к другому, освещая каменистый путь светильниками, шли верующие по стопам Господа с молитвой.
- 2895 просмотров