Последний день перед началом Великого поста Святая Церковь определила совершать Чин прощения. Приводим размышления протоиерея Виталия Дементьева

Праздник Прощеное воскресенье совершается в последний день пред Великим постом. Все верующие просят друг у друга прощения, дабы вступить в самый строгий и важный пост с чистой душой и смирением, а после с радостным ликованием встретить Воскресение Христово.

Протоиерей Виталий Дементьев

В последний воскресный день Церковь вспоминает страшную трагедию, которая свершилась на заре человеческой истории — изгнание из рая нашего праотца Адама. Тем самым людям указывается, что человек, отдалившийся от Христа, разрушает свой духовный мир, становится самоуверенным, самовлюбленным и погрязшим во грехе.

Древний обычай просить прощения пришел к нам из Египта. Именно здесь более 2000 лет назад нашла свое пристанище святая семья: Иисус Христос, Пречистая Дева и Иосиф Обручник, скрывающиеся от царя Ирода.

Позже в Египте начали создаваться монашеские братства, обители и чин прощения появился в жизни местных иноков. Ради усиления молитвенного подвига и подготовке к Пасхе, братия расходилась в одиночку по пустыне на 40 суток, дарованных Отцом Небесным для покаяния, и собирались вновь к началу Страстной недели. Случалось, что не все возвращались в обитель: одни умирали от жажды и голода, другие подвергались растерзанию дикими зверьми, третьи были обессилены или умирали от укусов ядовитых змей.

Поэтому перед тем, как разойтись, в надежде встретиться в день Светлого Христова Воскресения, братия просила друг у друга прощения и, конечно, каждый прощал друг друга. Со временем эту благочестивую традицию переняла православная Церковь.

В часовнях, храмах, соборах воскресным вечером уже все по-другому: аналои покрыты темной тканью, а в середине вечерни священники свое светлое облачение меняют на черное. Читается Нагорная проповедь с наставлением о том, прощая ближнего, мы проявляем милосердие и любовь так же, как милует нас Спаситель. По окончании вечерни происходит чин Прощения.

Важно пройти через личную гордыню, смирить свое самолюбие, найти в себе силы попросить прощения и простить обидчика. Если же нет сил простить, то можно обратиться к Господу, честно сознавшись в своей слабости, и у Него испросить прощения для этого человека.

Многие невоцерковленные люди недоумевают и не понимают, за что им просить прощения: они живут правильно, никого не убивают, чужого не берут, плохого не делают.

Человек должен понимать, что разница между парой простых слов «прости» и «извини» невероятно велика. Просьба извинить означает «внешнее делание» того, что ни кто и ни в чем более не виноват. Просьба о прощении означает признание вины и обет исправиться.

У кого необходимо просить прощения? В первую очередь у того человека, кого мы совершенно точно обидели, с кем в отношениях есть «натянутость» и обязательно у всего человечества за то, что мы нерадивые христиане. Наши сердца в большинстве своем равнодушны и злы, мы страдаем непониманием друг друга и отчужденностью.

Да, прощать не всегда легко. Простив обидчика, боль, причиненная им, не сразу исчезнет из израненного сердца, это дело времени. Важно простить искренне, по-настоящему, не желая зла за спиной.

Забыв обиду, каждый человек почувствует облегчение и не будет более «накручивать» себя, переживать болезненные моменты, а жалеть себя — бесполезное занятие.

Категория: 

Система Orphus

Вознесенский кафедральный собор г. Петропавловск | Православная социальная сеть «Елицы»