В Петропавловске совершена закладка Севастиано-Магдалининского храма

Православные приходы Петропавловска на рубеже XIX-ХХ вв.

На рубеже XIX–XX веков город Петропавловск являлся административным центром одноименного уезда Акмолинской области. По данным Первой Всеобщей переписи населения Российской Империи 1897 года население города составляло 19688 человек. Из них православными были 10570 — более 50% всех жителей.

В соответствии с церковно-административным устройством Русской Православной Церкви все православное население города входило в состав приходов «градо-Петропавловских церквей». Приход является «низшей», начальной церковно-административной единицей, включающей в себя, прежде всего, храм со служителями (причт) и общину верующих (прихожан). Несколько приходов, находящихся на близком расстоянии друг от друга, объединялись в благочиния — церковно-административные округа, которые административно и территориально составляли епархию. Функционирование приходов регулировалось Уставом Духовных Консисторий, изданным в 1841 году и последующими его редакциями, а также другими документами.

К началу ХХ века в Петропавловске имелось семь православных церквей, построенных в разные годы: Петропавловская Крепостная (1766), Покровская казачья (1813–1822), Васильевская (Зенковская) Старокладбищенская (1847–1851), Вознесенский собор (1865–1870), Покровская Тюремная (1887), Всехсвятская Новокладбищенская (1890–1894) и Мариинская железнодорожная (1899–1900). Как правило, храмы строились на местные средства, иногда на средства из государственной казны или из казны Святейшего Синода. В Петропавловске на средства прихожан были построены два храма — Петропавловская Крепостная и Покровская казачья. Другие — Васильевская, Вознесенский собор, Покровская Тюремная и Всехсвятская были возведены иждивением петропавловских купцов и представителей купеческих семей — Зенковых, М. Глазковой, В. К. Захарина, Хлебниковых. Мариинская церковь на железнодорожной станции Петропавловск построена Управлением Западно-Сибирской железной дороги на средства Фонда имени Императора Александра III, созданного в 1894 году специально для сбора средств на строительство церквей и школ вдоль линии Сибирской железной дороги.

Из всех городских храмов приходскими были четыре: Петропавловская Крепостная, Покровская казачья, Вознесенский собор и Мариинская железнодорожная. Примерными границами приходов были: для Покровской церкви — подгорная часть города с казачьей станицей, Крепостной — район бывшей крепости и солдатской слободки, Вознесенского собора — центр города, Мариинской — поселок при железнодорожной станции. Границы приходов утверждались правящим архиереем по представлению благочинного священника.

Васильевская церковь, находившаяся на упраздненном кладбище, своего прихода не имела, была бесприходной. Богослужения в ней совершались в праздничные (особенно поминальные) и воскресные дни. Здесь постоянно, по просьбе родственников похороненных на кладбище, служились заупокойные службы — панихиды и литии. Бесприходной была и Всехсвятская Новокладбищенская церковь при действующем городском кладбище, но в отличие от Васильевской, в ней совершались такие требы как отпевание, венчание и крещение. Так, в 1899 году в ней было совершено 114 крещений, 8 венчаний и 97 отпеваний. Такое количество треб, исполненных в бесприходной церкви, можно объяснить большим наплывом переселенцев, следовавших через Петропавловск транзитом.

Вообще же, все требы прихожане должны были совершать в своем приходском храме. Обращаться в соседние приходы было запрещено церковным законодательством. Исключением являлось только крещение младенцев. Однако родители, если крестили младенца в другом храме, обязаны были взять выписку из этого храма и предоставить ее в приходскую церковь с тем, чтобы причт записал факт крещения в метрические книги.

Обычной практикой было наличие в приходах приписных церквей, расположенных в городе, а иногда и целых населенных пунктов в сельской местности с храмами и часовнями или без них. Так Покровская Тюремная церковь являлась приписной к Покровской казачьей, причтом которой по воскресным и праздничным дням в ней проводились богослужения. К Покровской казачьей церкви были приписаны и казачьи поселки Петропавловской станицы Сибирского Казачьего Войска — Кривоозерный, расположенный в 10 верстах от города, Новопавловский — в 7, Бишкульский — в 15 и Плоский — в 25, вместе с находящимися в них часовнями. В 1911 году в поселке Плоском была построена деревянная Николаевская церковь, но до 1918 года она оставалась приписной к Покровской казачьей.

Приписанными к городским приходам были и сельские населенные пункты, расположенные на территории соседней Тобольской губернии, входившие в границы Омской епархии.

Так, к приходу Крепостной церкви была приписана крестьянская деревня Ново-Никольская, Соколовской волости, Ишимского уезда Тобольской губернии, находившаяся в 28 верстах. К приходу Вознесенского собора приписана деревня Альшанка той же волости, уезда и губернии, расположенная в 12 верстах в которой имелась часовня в честь Святителя и Чудотворца Николая. Наличие в приходах приписных селений, иногда находящихся на больших от церкви расстояниях, было обременительным для причта, но терпимым, поскольку приносило неплохой доход.

В 1900 году все эти храмы были объединены в составе Петропавловского городского благочиния Акмолинской области Омской епархии под началом благочинного — протоиерея, настоятеля Вознесенского собора Алексея Васильевича Михайловского.

По данным справочного издания священника К. Ф. Скальского «Омская епархия», число православных прихожан Петропавловска в 1900 году составило:

Название прихода

Общее число прихожан

Из них мужчин

Из них женщин

Вознесенский собор

Покровская казачья церковь

Крепостная церковь

Мариинская церковь

2429

3892

2578

725

1199

1899

1278

331

1230

1993

1300

394

Всего:

9624

4707

4917

Однако сведения эти, почерпнутые в основном из клировых ведомостей, не отражают точного количества членов приходов, которое зачастую значительно превышает указанное.

Социальный состав прихожан петропавловских храмов формировался исторически. Возведенная в 1766 году на территории крепости Петропавловская церковь в числе своих прихожан имела преимущественно военнослужащих Петропавловской местной команды, отставных военных и мещан, проживавших в Солдатской слободке. Расположенная в подгорной части города Покровская церковь неслучайно называлась казачьей, поскольку ее прихожанами были в основном казаки Петропавловской станицы.

Прихожанами Вознесенского собора являлись представители купечества, служащие государственных учреждений, интеллигенция, мещане и представители других слоев населения, проживавшие в центральной нагорной части города. Мариинская церковь посещалась преимущественно железнодорожными рабочими и служащими, населявшими поселок при станции «Петропавловск».

Для ведения церковно-хозяйственной деятельности — «совместного с причетом приобретения, хранения и употребления церковных денег и всякого церковного имущества», члены общины избирали старосту из наиболее уважаемых жителей прихода на 3-х летний срок. Старосты петропавловских приходов в сословном отношении были представителями купечества, чиновничества, казачества и мещанства. Так, в Покровской казачьей церкви в 1900 году старостой был избран уволенный со службы хорунжий Иван Красноперов, в 1901 — отставной казак Иван Пахомов, в 1903 — отставной казак Григорий Бабин. В Крепостной церкви старостами были выходцы в основном из мещанской среды — Григорий Королев (1901 г.), Данил Арнаутов (1902 г.). В Вознесенском соборе старостами, как правило, избирались представители купечества — на протяжении ряда лет эту должность исправлял петропавловский купец Иван Михайлович Коровин. Первым старостой Мариинской железнодорожной церкви в 1900 году стал техник 2-го участка путей сообщения Николай Георгиевич Карабанов.

Для бесприходных церквей старосты избирались Петропавловской городской Думой, гласными только православного вероисповедания. Кандидаты на должность предлагались причтами этих церквей. В 1901 году старостой Васильевской церкви был утвержден купеческий сын Яков Кузнецов, а в 1903 году эту должность занял представитель купеческой семьи Зенковых — Николай Зенков. Бессменным старостой бесприходной Всехсвятской кладбищенской церкви являлся петропавловский купец и градоначальник Владимир Иванович Черемисинов. После смерти храмоздателей — супругов Хлебниковых, он добросовестно исполнил их волю, указанную в завещании и завершил строительство церкви. На протяжении всех лет существования Покровской Тюремной церкви старостой также был ее устроитель — петропавловский купец Василий Карпович Захарин.

Некоторые из церковных старост брали на себя обязанности ктиторов и время от времени оказывали храмам значительную материальную помощь. В мае 1895 года Епархиальное начальство объявило благодарность старосте Покровской казачьей церкви Арсению Седельникову, пожертвовавшему в свою церковь свыше 240 рублей. В 1901 году староста Покровской Тюремной церкви В. Захарин на свои средства украсил церковный иконостас позолотой, а староста Васильевской церкви Я. Кузнецов пожертвовал на ремонт иконостаса в своем храме 300 руб.

Неоднократно за пожертвования получал благословения Святейшего Синода и благодарности Епархиального начальства староста кладбищенской Всехсвятской церкви В. Черемисинов. Только в 1905 году он пожертвовал для храма «ценной утвари и икон» на сумму 955 руб. Церковный староста Вознесенского собора купец И. М. Коровин в 1913 году потратил на его ремонт 1469 руб.

Основной доход на содержание и благоукрашение приходского храма шел от продажи свечей. Помимо того, в каждой церкви стояла одна, а иногда и несколько кружек на различные цели: обновление иконостаса, приобретение ризы для особо чтимой иконы и т. п. Существовали и другие способы привлечения денежных средств — тарелочный сбор, сборные книги и подписные листы, сдача в аренду усадебной земли и помещений, принадлежащих церкви. Все собираемые приходом средства не могли быть использованы ни на какие другие нужды, кроме храмовых. Часть этих средств составляла, так называемый церковный капитал, воспользоваться которым можно было только с разрешения Св. Синода. Так, в 1900 году церковный капитал Вознесенского собора составил 5001 руб. 70 коп., а к 1912 году вырос до 9500 руб.

Состав церковного причта в петропавловских храмах в основном соответствовал штатам 1885 года, которые определяли в приходах, насчитывающих менее 700 душ мужского пола иметь священника и псаломщика, более 700 — священника, диакона и псаломщика. Если в приходе было два священника, то на каждого полагался псаломщик. Так в Покровской казачьей церкви в 1900 году по штату положено 2 священника, диакон и 2 псаломщика, в Крепостной — священник, диакон и псаломщик, в Вознесенском соборе — протоиерей, священник, диакон и псаломщик, в Мариинской — священник и псаломщик.

Источники содержания причтов в петропавловских приходах были различными. Причт Вознесенского собора казенного или от прихожан жалованья не получал, а пользовался процентами с капитала в 13274 рубля, вложенного на вечное время за поминовение и служение ранних обеден в воскресные и праздничные дни — так называемого причтового капитала. В 1900 году эти проценты составили 645 руб. 30 коп. Причт Покровской казачьей церкви получал жалованье из войсковых сумм Сибирского Казачьего Войска: первый священник — 200 руб. в год, диакон — 70 руб., и два псаломщика по 120 руб.; второй же священник получал жалованье от прихожан казачьего сословия — 150 руб. Кроме того, имелся причтовый капитал в 400 руб., приносящий в год 20 руб. 20 коп. процентов. Духовенство Крепостной церкви содержалось за счет казенного жалованья из специальных сумм Святейшего Синода. Священник в год получал 174 руб. 58 коп., псаломщик — 58 руб. Диакону жалованье не было положено, он содержался на средства, получаемые из братской кружки и других доходов. Причтовый капитал церкви в 200 руб., приносил процентов 7 руб. 60 коп. в год.

Другими источниками содержания причтов были так называемые братские доходы, получаемые из братских кружек в качестве добровольных пожертвований прихожан. В Вознесенском соборе эти доходы в год доходили до 2500 руб., в Покровской — 1500, в Крепостной — 600. Эти суммы делились между членами причта.

Существенным материальным подспорьем для церковных причтов были церковные земли, делившиеся на две категории — собственно церковная (средства от использования которой шли на содержание храма) и причтовая, доходы от которой делились между клириками. Однако из всех городских церквей, только Покровская казачья церковь имела 300 десятин пахотной и сенокосной причтовой земли и 40 десятин лесных угодий, выделенных во временное пользование Хозяйственным Управлением Сибирского Казачьего Войска. Как правило, земли эти сдавалась в аренду за определенную плату, которая также шла на содержание причта.

Значительный доход приходскому духовенству приносили требы. В 1902—1903 гг. в приходах Петропавловска в среднем совершалось 52 брака, 282 крещения, 195 отпеваний. За крещение в среднем бралось по 50 коп., за отпевание — взрослых 1 руб., детей — 40 коп., за венчание — 6 руб., за метрические выписки — 3 руб. 96 коп.

Еще одной статьей доходов для некоторых членов причтов (в основном священников) было преподавание «Закона Божия» в городских и церковно-приходских учебных заведениях. Денежное вознаграждение священника Вознесенского собора А. А. Федюшина за преподавательскую деятельность в Петропавловской 4-х классной женской прогимназии в 1900 году составило 720 руб. Настоятель Крепостной церкви священник И. П. Лепехин за законоучительство в женском приходском училище в 1900 году получил 150 руб.

Прихожане также обязаны были обеспечить членов причта жильем, для чего строились и покупались жилые дома, и дровами для отопления. Для проживания причта Вознесенского собора имелось два полукаменных дома, купленных за церковный счет с помощью прихожан, а в 1908 году выстроен еще один. Для проживания священников Покровской казачьей церкви имелись два общественных (т. е., приобретенных казачьим обществом по приговору) деревянных дома с хозяйственными постройками.

Диакон и два псаломщика получали ежегодно по 30 руб. квартирного пособия каждый, также из сумм казачьего общества. Для отопления своих квартир причт этого прихода ежегодно вырубал в своем лесном участке 100 погонных сажен березовых дров. Причт Крепостной церкви был обеспечен жильем, построенным на церковные средства.

В более привилегированном материальном положении находился причт Мариинской церкви, который полностью находился на содержании Управления Западно-Сибирской железной дороги: жалованье священника составляло 900 руб. в год, псаломщика — 450 руб. Кружечный сбор к 1912 году вырос до 1000 руб. При этом предоставлялась бесплатная квартира с водопроводом, отоплением и освещением и бесплатный проезд по линии железной дороги.

С 1864 года в Русской Православной Церкви в качестве формы организации приходской деятельности были введены церковно-приходские попечительства. Главной их целью являлась «забота о благоустройстве и благосостоянии церкви и причта в хозяйственном отношении, а также об организации начального обучения детей и о благотворительных действиях в приходе». В состав попечительства входили священнослужители прихода, приходской староста и несколько членов приходской общины, отличающихся «благочестием и преданностью православной вере». Число членов попечительства, а также кандидаты в него определялись решением общего собрания прихожан. Для реализации своих целей попечительство должно было заниматься привлечением денежных средств, источником которых могли служить добровольные пожертвования от прихожан и других жертвователей через кружки, подписки, сборные книги или сборы с прихожан.

Однако в петропавловских приходах попечительства не нашли широкого распространения. К 1912 году только при Крепостной церкви формально значилось церковно-приходское попечительство, не осуществлявшее никакой деятельности. Очевидно, что количество прихожан, постоянно увеличивающееся вместе с ростом православного населения города на фоне неизменного количества приходских храмов, а также наличие ктиторов или казенного содержания (Мариинская церковь) обеспечивало стабильное поступление доходов, не требуя для привлечения средств новых организационных форм.

Организационная и хозяйственная деятельность петропавловских православных приходов при общем соответствии правовым установлениям Русской Православной Церкви, отличалась рядом специфических особенностей, сформировавшихся под влиянием исторического и социально-экономического развития региона, что нашло свое отражение в социальном составе прихожан, источниках строительства и содержания храмов, материальном обеспечении членов причтов и т. п. В целом же, на рубеже XIX — XX веков церковно-приходская жизнь в г. Петропавловске переживала период своего расцвета: благоукрашались храмы, открывались новые церковно-приходские школы, расширялась благотворительность, а праздничные богослужения и крестные ходы собирали огромное количество участников.

Система Orphus

Вознесенский кафедральный собор г. Петропавловск | Православная социальная сеть «Елицы»