Пророк и Предтеча пришествия Христова,
достойно восхвалить тебя не можем мы,
с любовью почитая тебя; ибо бесплодие родившей и немота отца
окончились славным и священным твоим рождеством,
и воплощение Сына Божия миру возвещается.
(Тропарь Праздника).
В Пятницу 7 июля в Кафедральном Вознесенском Соборе состоялась Божественная Литургия, которую возглавил правящий архиерей, епископ Петропавловский и Булаевский Владимир. Владыке сослужили клирики собора: иер. Алексей Щербенко, иер. Роман Пудов, иеромонах Далмат (Прохоров). Диаконский чин: Владимир Бартоль, Евгений Садовский.
После прочтения часов была совершена лития по приснопоминаемой игуменьи Севастьяне Карагандинской.
По Сугубой Ектении были прочитаны молитвы: О мире в земле Украинской, О даровании Православных пастырей Северо-Казахстанской земле.
Песнопения на Литургии были исполнены хором Вознесенского Кафедрального собора под руководством регента Затай А.А.
По совершению Литургии был совершен водосвятный молебен с Крестным Ходом вокруг храма.
По окончанию служения Владыка поздравил всех прихожан храма и обратился со словами проповеди:
«Чтобы нам лучше понять, для чего Иоанн Предтеча нужен был тогда, мы должны лучше понять, для чего нужна его проповедь нам сейчас. Потому что не надо думать, что только в истории человечества был нужен сначала Ветхий Завет, а потом Новый. Но в истории жизни каждого христианина, каждого отдельно взятого христианина тоже бывает так, что сначала Ветхий Завет, а потом Новый. И поэтому если человеческому роду для перехода от Ветхого Завета к Новому нужен был Иоанн Предтеча, то же самое можно сказать о каждом из нас, и потому значение Иоанна Предтечи в христианскую эпоху для церковных людей не стало меньше. И в чем же все-таки состоит это значение? А вот в чем.
Когда мы исполняем Закон Моисеев, т. е. в широком смысле слова Ветхий Завет, мы избегаем таких грехов, за которые мы получили бы наказание. Т. е. мы избегаем каких-то вещей, несовместимых со спасением души. Но ничему другому Ветхий Завет нас не наставляет, потому что спасение состоит не в том, чтобы просто избежать наказания, а это есть принятие Бога. Мы хорошо знаем, что спасается тот, кто становится членом Церкви, членом Тела Христова, а проще говоря, спастись — это значит стать Богом. Не надо думать, что только святые становятся Богом по благодати, а все остальные, кто спасается, спасаются как-то иначе. Такое заблуждение встречается, и если на нем последовательно кто-то настаивает, то оно является ересью, потому что святые говорят, повторяя, в частности, особенно часто слова одного святого отца, Дионисия Ареопагита: „Спасение же ничто иное есть, кроме как обожение спасаемых“, — т. е. спасение просто не может ни в чем другом состоять, кроме того, чтобы нам стать Богом. Но если человек по страху наказания избегает каких-то дурных дел, то, конечно, он поступает хорошо, без сомнения; но становится ли он от этого Богом? Никто никогда этого не говорил и помыслить не мог. И Ветхий Завет такую награду за то, что исполняются его постановления, никогда не обещал, он только угрожал наказанием за их нарушение и, соответственно, обещал отсутствие наказания, если заповеди будут исполнены; он обещал блага, во многом даже земные блага; но окончательного спасения ветхозаветная жизнь доставить не могла, о чем многократно говорится в Новом Завете, например, в Послании к Евреям Апостола Павла. А для того, чтобы Ветхий Завет послужил нам на пользу, мы должны добровольно и по собственной любви принять Христа, принять Бога, — а это не то, чтобы просто избежать наказания и отвратиться от всяких злых дел. И только в этом был смысл Ветхого Завета.
И вот, почему иудеи в большинстве своем не приняли Христа? Мы часто говорим о начальниках иудейских, которые в пришествии Мессии ожидали какого-то земного торжества для своего народа, и потому обманулись, что они не того ожидали. Действительно, из-за этого обманулись князи израильские; но ведь нельзя это повторить о простом народе, который, в общем-то, никогда не живет такими глобальными идеями, как торжество народа, мировое господство и тому подобные вещи. Они живут своими бытовыми интересами, и потому сказать, что они, вот именно эти простые люди, из-за своих надежд на мировое господство отвергли Христа, — это будет совершенно неправильно. Из-за этого только какие-то амбициозные люди или, по крайней мере, израильские вожди могли отвергнуть Христа, но большинство людей поступили так совершенно не поэтому, а по другой причине — потому что им дороже всего было их домашнее благополучие: „чтобы дети были здоровы, чтобы у меня был дом, чтобы у меня был какой-то материальный достаток, и чтобы я мог кормить своих детей“. И вот, только этим и живет большинство людей.»
Закончился праздник возглашением уставных многолетий, кроплением молящихся святой водой.
Прежде бесплодная в сей день Христова Предтечу рождает,
и он – исполнение всякого пророчества.
Ибо на Того, Кого пророки предвозвестили,
он, во Иордане руку возложив,
явился слова Божия пророком,
провозвестником и вместе – Предтечей.
(Кондак Праздника)