Проповедь в Неделю Крестопоклонную протоиерея Сергия Первушина

Протоиерей Сергий Первушин

Дорогие братья и сестры, ныне мы снова поклоняемся Кресту Христову.

В евангельском чтении, положенном в этот день читаем: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною». (Мк. 8, 34) «За Господом крестоносцем нельзя идти без креста; и все идущие за Ним, непременно идут с крестом» — говорит святитель Феофан Затворник. Думаю все мы прекрасно понимаем, что Господь подразумевает под «крестом своим». Крестом для человека могут оказаться тяжелые обстоятельства его жизни, связанные с болезнью или недугами его близких. Под крестом можно понимать все испытания посылаемые или попускаемые Богом для нашего же блага. Но терпение или перенесение этих испытаний можно назвать крестоношением только тогда, когда христианин с радостью и благоговением переносит их и тем самым как-бы говорит Богу: «да будет во всем святая воля Твоя, Господи!». Нужно понимать, что Господь посылает нам различные испытания только с одной целью, чтобы мы через эти испытания стали, чище, лучше и уподобились Самому Христу следуя за Ним.

Говоря о Кресте Христовом, нужно сказать, что в церковном предании вот уже две тысячи лет сохраняется отношение к Кресту как особой, непостижимой, но действенной живой силе. И сейчас, Великим постом, мы каждый день за богослужением молимся: «Непобедимая и непостижимая, и Божественная сило Честнаго и Животворящего Креста, не остави нас грешных»!

Силу слов Церкви о Святом Кресте понять на самом деле просто. Нужно только уяснить одну истину.

Почему Господь Иисус Христос, спасая от вечной смерти род человеческий, готов был претерпеть страдания и в конце концов — распятие на Кресте? Отвечая на этот вопрос, некоторые скажут: потому что Он любил людей. Другие ответят: потому что хотел уничтожить зло в нашем мире. Еще скажут: Господь хотел вновь ввести людей в потерянный ими рай. Все это совершенно правильно! Но вот что говорит Сам Христос в Евангелии: «ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца» (Ин. 6, 38). И перед крестными страданиями Он молится в Гефсимании: «Отче Мой..., да будет воля Твоя» (Мф. 26, 42).

Митрополит Тихон (Шевкунов)так говорит о Кресте: «Исполнение воли Божией в нашем мире, невзирая ни на какие препятствия, ни на какие трудности, страдания и самою смерть, — это и есть крест в понимании Церкви».

Взирая сегодня на Крест и размышляя над своим собственным крестоношением, нужно вспомнить пророков, апостолов, святителей, мучеников, преподобных и всех тех, кого Святая Церковь прославила в лике святых за то, что они, исполняя волю Божию несли свой собственный крест за Христом Спасителем до самого конца.

А когда свой крест кажется неподъемным, необходимо обратить взор на Крест Самого Христа, Который распялся за нас, победил смерть и вручил эту победу нам. Для утомившихся от поста Крест — это утешение, придающее духовные силы для завершения второй половины этого пути. Для тех, кто пока еще решительно не вошел в пост — это призыв войти в него сейчас, начать этот путь и с радостью достигнуть Пасхи — Светлого Христова Воскресения.

И в заключении хотел бы вспомнить праздничный эксапостиларий, в котором Церковь смело утверждает такие поразительные истины: «Крест хранитель всея вселенныя, Крест красота Церкве, Крест царей держава, Крест верных утверждение, Крест Ангелов слава и демонов язва».

Категория: 

Система Orphus

Вознесенский кафедральный собор г. Петропавловск | Православная социальная сеть «Елицы»