Прощеное воскресенье. Начало Великого поста

Протоиерей Сергий Снопков — Прощеное воскресенье. Начало Великого Поста

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Бог судил нам жить в удивительное время. Сто лет назад начались страшные и жуткие гонения на Церковь, на веру нашу и людей исповедующих ее. Рушились храмы, сжигались иконы, духовные книги, реками лилась христианская кровь. Уже планировалась безбожная пятилетка и слово «Бог» должно было исчезнуть из русского языка навсегда. Но пророческими оказались слова Тертулиана, одного из отцов Церкви первых веков: «Кровь мучеников — семя христианства».

По молитвам новомучеников и исповедников ХХ века сейчас Православной Церкви дарована уникальная свобода. Сегодня в нашей стране на христиан нет никаких гонений, открываются новые храмы, воскресные школы, издается душеполезная литература, снимаются художественные и документальные фильмы, круглосуточно вещают телеканалы «Союз» и «Спас», а по интернету можно слушать онлайн лекции и проповеди выдающихся богословов и проповедников. Кажется как никогда торжественно и ярко должны звучать слова апостола Павла: «Се время благоприятное, се день спасения». (2 Кор.6:2).

Однако борьба темных сил за души человеческие не прекращается и сейчас, просто она принимает другие формы, ведется более утонченно, используются новые способы маскировки.

Завершаются подготовительные недели перед началом Великого поста. Уже прошло заговенье на вкушение мясных продуктов, окончилось время свадеб, в среду и пятницу служатся богослужения по образцу Великопостному, кладутся земные поклоны с молитвой Ефрема Сирина и кажется вот уже скоро христиане простив друг друга начнут «поститься постом приятным».

И вот в эту, внешне благополучную обстановку беспардонно, с шумом врывается современное, так называемое светское прочтение христианства в виде постов в социальных сетях и огромного количества СМС-поздравлений примерно такого содержания:

«Желаю вам за стол присесть
Блинов с икорочкой поесть
Сжечь бабу, зиму проводить
И меня прошу за все простить!» и т. д.

Опасность этих «перлов» заключается в том, что они профанируют саму идею Сырной седмицы-Масленицы и Прощеного воскресения, уводя людей от темы самоисследования, самоосуждения, покаяния, прощения, истинного примирения и направляют их «на страну далече», где предлагаются в пищу знаменитые приточные «рожцы из корыта» в виде таких поздравлений.

Больно получать подобную информацию, а еще страшнее если мы сами ее распространяем.

Но это только начало. Дальше-больше. Заключительная седмица перед Великим постом, а особенно ее последний день — Прощеное воскресенье — превратились во всенародное шоу с разнузданными развлечениями и увеселениями, с объедением и пьянством, с нескромными играми и плясками. Обычаи эти — увы- дожили до наших дней из темного язычества, а в постсоветское время они получили новый импульс, новый размах.

Участие христиан в подобных карнавалах категорически запрещается каноническими правилами Святой Церкви, выработанными на Вселенских Соборах (62 правило VI Вселенского Собора, 51 правило того же Собора).

В благочестивом прошлом наши предки Прощеное воскресение проводили как обряд высочайшего смирения: старший и властный просил прощения у последнего и ничтожного. Глава семьи кланялся всем и даже самому младшему, и ребенок серьезно отпускал грехи против себя седому отцу своему. Так родители собственным примером учили смирению детей.

До глубокой темноты христиане ходили из дома в дом, а особенно к тем, кому в прошедшем году доставляли обиды и огорчения, низко кланялись в ноги и со слезами на глазах просили: «Прости меня» и услышав «Бог простит и меня прости» обнимались и целовались.

К счастью, и в наше время, в современном бушующем море человеческих страстей, есть островки где можно укрыться от тлетворного влияния стихий мира сего — это монастыри, городские соборы и простые сельские храмы, где в этот вечер в полумраке, при мерцании лампад и свечей, в благоговейной тишине совершенно по особому, проникая до глубины души, звучат слова Великого прокимна: «Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю….», «Господи и Владыко живота моего….», «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче».

Никогда, ни при каких обстоятельствах, нельзя пропускать это удивительное богослужение, к слову сказать оно не очень продолжительное: чуть больше часа, но значимость его можно сопоставить с камертоном в руках дирижера.

Как камертон дает правильную настройку для хора, и его отсутствие делает невозможным исполнение даже самого замечательного произведения, так и без искреннего прощения и примирения истинный пост не сможет состояться, это будет просто разгрузочная диета, а духовная вершина церковного года — Пасха Христова, без настоящего поста, окажется всего лишь гастрономическим торжеством для гурманов.

Дорогие братья и сестры!

Вступая вновь на поприще Великого поста, обратим свой взор на главную нашу проблему: всем нам необходимо победить в себе гордость, ибо «кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится». (Мф.23.12). Гордость в нас ничем не побеждается и не смиряется так, как прощением обид, нанесенных нам людьми. Разжечь пламя вражды легко — потушить его трудно. Преподобный Максим Исповедник учит: «Если случилось тебе искушение со стороны брата, и огорчение довело тебя до ненависти, не давай победить себя ненавистью, а сам победи ее любовью. Истинно помолись о нем Богу приемля приносимое от брата извинение или сам его тем предупреждая, поставляя себя самого виновником случившегося и долготерпя, покуда не пройдет сия туча».

Все мы грешны и виноваты друг перед другом и потому нуждаемся в прощении. Святая Церковь призывает нас сегодня увидеть свое греховное состояние, и предлагает накануне наступающих дней святого и Великого поста уникальное, целебное средство духовного врачевания. Против смертельного недуга — жизнетворное лекарство. Ненависти человеческой противопоставляется бесконечная милость Божия. Тому, кто прощает обиды ближнему, Господь обещает прощение его многочисленных грехов: «Милостивые помилованы будут» (Мф.5,7).

Посему, дорогие братья и сестры, поспешим в этот благодатный вечер в ближайший храм Божий.

Только под сводами храма станет понятно, что наше спасение совершилось страданиями Сына Божия, распятого на Кресте. Только в этой особенной молитвенной обстановке мы поймем, что у Бога нет иного пути, чтобы вернуть нас грешных из «страны далече», как только провести нас путем страдания и воздержания сорокадневного Великого поста. Только в этом Святом месте мы сможем принять единственное правильное решение: отложить все сомнения и решительно вступить через отверстые «Покаяния двери» на этот спасительный путь, приводящий кающихся грешников ко встрече с Воскресшим Христом в празднике Пасхи. Аминь.

Протоиерей Сергий Снопков.

Категория: 

Система Orphus

Вознесенский кафедральный собор г. Петропавловск | Православная социальная сеть «Елицы»