Прощеное воскресение. Начало великого Поста
Воскресный день накануне Великого Поста обычно называют Прощеным воскресеньем, и к этому христиан призывает читаемый за Божественной Литургией отрывок из Евангелия от Матфея. Обычно все прихожане собираются в этот день вечером в переоблаченный в темные цвета храм, предварительно позаботившись о соответствующей моменту одежде. Песнопения уже носят особый, покаянный характер. Читается коленопреклоненная молитва на начало поста, и затем старшим священником, а в Кафедральном соборе — Архиереем, преподается благословение на прохождение постного поприща.
Произносится поучение, и старший священнослужитель первым просит у всех прощение за вольные и невольные грехи, после этого и все присутствующие испрашивают друг у друга прощение, и в храме наступает удивительный микроклимат:
Человек был сотворен по образу и подобию Божию. Мы знаем, что они не испытывали голода и болезней, что у них была какая-то удивительная способность непосредственно общаться с Богом.
Но дьявол уже тогда сопротивлялся Богу, и он выбрал самое совершенное из божественных творений, то творение, которое более других напоминало Бога, для того, чтобы через это творение разрушить все мироздание. Он явился не в своем истинном жутком облике, но в облике змия. Дьявол очень хорошо знал, что, если он призовет человека ослушаться воли Божией и восстать против Бога, человек не пойдет за ним. Поэтому дьявол солгал. Он предложил людям только один раз ослушаться воли Божией и вкусить от древа познания добра и зла.
Ослушание воли Божией привело к страшным последствиям и для человека, и для всего мироздания. Человек стал испытывать голод и жажду, болезни и смерть, ненависть и корысть. Если раньше в наших праотцах обильно обитала благодать, осиявшая их Божественным светом (святитель Иоанн Златоуст пишет: «Не говори, что наши праотцы были нагими в раю. Нет, они были одеты самой прекрасной одеждой: это была одежда из световых лучей»), — то теперь этот свет погас, и люди увидели наготу друг друга. И любовь к Богу сменили на чувственные страсти.
Поэтому дальнейшее пребывание первозданной четы в раю было невыносимо и более того, опасно, ибо грех бы получил вечную перспективу, человек и мир оказались бы навсегда вне Бога. Следовательно, изгнание Адама и Евы из рая было великим благом для человека.
Конечно, земная жизнь теперь доставляла Адаму огромные трудности и страдания, каких не испытывал никто из нас, ибо из рая он попал на эту грешную землю.
Мы можем примерно представить состояние первозданной четы за вратами рая: это как
К сожалению, до слуха и до сознания большинства наших прихожан не доходят наполненные глубочайшего смысла стихиры, тропари, кондаки, прочитываемые и пропеваемые в этот день в храме. Конечно, приобрести в нашем городе «Триодь постную» практически невозможно, но все эти тексты можно прочитать в любом доме, где есть интернет, и я уверен, что внимательный читатель откроет для себя совершенно новое содержание Сыропустной Недели.
А почему нам
Мы живем в другой исторической реалии, мы крещены и помазаны Духом Святым, мы причащаемся Животворящих Тела и Крови Господних, однако подобно блудному сыну в течение года, также спешим «на страну далече». И вот в дни Великого поста Церковь хочет возвратить нас к Небесному Отцу, но этот путь — путь труда, путь прохождения через страдания, путь воздержания и сердечной покаянной молитвы.
Пусть же великопостные труды вызовут в нашей душе мир и терпение, покой и радость от предстоящей встречи со Христом в празднике Пасхи. Будем помнить о том, что нет у Бога иного пути, чтобы вернуть нас к Себе, кроме как провести нас по пути страдания, воздержания, и попытаемся пройти по этому пути Великим постом с должным смирением, с должным терпением и с должной любовью к Богу.
Адам сделал нас грешными, поможем же Новому Адаму — Христу — сделать нас праведными. АМИНЬ.
- 3575 просмотров