В Петропавловске совершена закладка Севастиано-Магдалининского храма

«Просящему у тебя дай…»

Итак, братия мои возлюбленные, будьте тверды, непоколебимы, всегда преуспевайте в деле Господнем, зная, что труд ваш не тщетен пред Господом.

Коринфянам 15:58

Одним из важных вопросов, с которым сталкивается каждый прихожанин: «Кому необходимо подавать милостыню и оказывать помощь?».

«Просящему у тебя дай…»

Каждый раз, проходя мимо ворот Храма, можно услышать: «Подайте, ради Христа». С одной стороны, казалось бы, все очевидно: в Евангелии сказано: просящему у тебя дай (Мф. 5:42). Мы руководствуемся этой строчкой в любых случаях, когда кто-то просит у нас помощи. Но с другой стороны, возникает ощущение спекуляции святыми вещами и понятиями. Не зря в учении двенадцати Апостолов находим следующую мысль: «Пусть запотеет милостыня твоя в руках твоих, прежде чем ты узнаешь, кому даешь». При изучении духовной литературы можно встретить разные советы святых отцов относительно подаяния. Некоторые придерживаются позиции: «Ты дай, а Бог управит». Святитель Василий Великий настаивает на рассудительности: «…И кто дает угнетенному бедностию, тот дает Господу… а кто ссужает всякого мимоходящего, тот бросает псу, который докучает своею безотвязностию, но не возбуждает жалости своею нищетою». Выбирать каждому по вере и убеждению.

В Социальном отделе вопрос о том, кому помогать на повестку дня не выносится: помогают всем, кто обращается. Служители руководствуются верой и состраданием, а вот просящие зачастую спекулируют своим положением. Далеко за примером ходить не надо. Марина — мама восьмерых детей. Быть мамой призвание, многодетной мамой — втройне. Семья Марины живет в частном доме на окраине города. Муж, он же глава семейства, не работает. От содержания семьи освобожден «автоматически»: в цыганских семьях отцы, как правило, не трудятся. Женщина, будучи русской по национальности, разделяет взгляды мужа — на работу тоже не торопится. Её понять можно: воспитывать восьмерых рябят — непросто.

Живут на пособие, которое получают по многодетности, а этого на всех не хватает. Марина часто обращается за помощью в Социальный отдел. Это можно было бы понять — нелегко женщине; но просьбы все чаще перерастают в требования: «Детей кормить нечем, умирают с голода. Дай конфет, печенья, сахара…»… У каждого свое понятие о голоде и нужде. Помогая такой категории, невольно задумываешься о том, что воспитываешь людей, воспринимающих помощь, не как акт милосердия, а как должное.

Но есть и другие примеры. Надежде, как и предыдущей героине, 34 года. Также 8 детей. Есть муж. Работает и неплохо, по меркам нашего города, зарабатывает. Женщина тоже не сидит без дела. Младший сын, а ему 2 года, остается с бабушкой, пока родители на работе. Кто постарше в садике, а кто-то уже ходит в школу. Все при деле. Живет семья в трехкомнатной квартире, полученной от государства, Надя выхлопотала. Некоторые скептически качают головой: «ради квартиры рожала». Надя на это внимание не обращает, кто вырос не в многодетной семье, как она, этого не понять. Еще с детства женщина была уверена, что будет мамой большой семьи. Так и вышло. Надя обратилась в Социальный отдел буквально со следующей просьбой: «Нам не нужны деньги, мы оба работаем, единственное, что я прошу, это вещи. У меня мальчишки, одежда на них прямо горит! Не накупишься. А на „Одежду на вес“ уходит значительная часть расхода». Надежда не позиционирует себя как примерная прихожанка. «Хожу в Храм, верю, но…» За этим «но» у каждого скрываются свои оправдания, а в отделе помогают всем, кто обратился.

Две женщины, две одинаковые судьбы, но одна борется, старается, делает, преодолевает, а другая течет по течению, ведь так легче. Марине, при желании, можно было бы добиться улучшения бытовых условий, но собственная лень мешает: «У меня нет прописки, надо брать адресную справку, и вообще много всяких бумаг». Надежда же создала и создает вместе с мужем достойные условия себе и своим детям. Вот и получается нравственная дилемма: помощи просят все, а достойны далеко немногие. Мы поможем, а их Бог рассудит.

Категория: 

Система Orphus

Вознесенский кафедральный собор г. Петропавловск | Православная социальная сеть «Елицы»