Радоница в кафедральном соборе
3 мая — во вторник недели апостола Фомы совершается первое после праздника Пасхи заупокойное богослужение, в церковном календаре именуемое Радоницей.
Накануне вечером в Вознесенском кафедральном соборе г. Петропавловска состоялось соборное заупокойное богослужение, которое возглавил ключарь храма иерей Михаил Березин. За богослужением молились: секретарь епархии протоиерей Сергий Первушин, иерей Сергий Осинцев, диаконский чин: Владимир Бартоль, Максим Абдулхасанов и Алексий Александрович.
В сам день поминовения была совершена Божественная Литургия и заупокойная панихида.
Богослужение завершилось проповедью протоиерея Сергия Первушина.
Обращаясь к молящимся, проповедник напомнил, что Радоница — особый день, когда после Светлой седмицы, наполненной радостными мыслями о Христе Воскресшем, мы обращаем к Господу свои молитвы о спасении душ наших усопших родственников.
По окончании богослужения духовенства собора отправилось на старое городское кладбище, где были совершены панихиды на могилах усопших христиан.
Начиная со Страстной седмицы, которая посвящена воспоминанию о последних днях земной жизни Христа Спасителя, в праздник Пасхи и на Светлой седмице, Церковь не совершает панихиды по усопшим и другой гласной — то есть во всеуслышание — молитвы о них во время богослужений. Почему? Потому что это время сначала общецерковной скорби о страданиях и крестной смерти Христа Спасителя, а потом, соответственно, — время великого торжества и радости. И соответственно заупокойные возглашения в этот период неуместны.
Но нельзя сказать, что в какое-то время Церковь оставляет без молитвы и без поминовения своих чад либо из числа живущих, либо из числа почивших. На любой полной Литургии — то есть в Великий Четверг, в Великую Субботу, на самой пасхальной службе и во всю Светлую седмицу — совершается поминовение здравствующих и усопших за проскомидией, когда священник вынимает из просфор частицы и читает соответствующие молитвы, а уже после того, как совершается претворение вина и хлеба в Кровь и в Тело Христовы, ссыпает эти частицы в потир и снова всех поминает.
А вторник следующей после Светлой седмицы — это первый день, когда совершается поминовение усопших гласным образом, когда после Литургии совершается еще и панихида. И этот день становится днем общей радости — нашей и наших почивших близких, потому что мы, совершая о них заупокойные молитвы, в то же время призываем их разделить с нами ту радость, которой радуемся в этот пасхальный период. И слово «Радоница» со словом «радость» однокоренное.
В Киево-Печерском патерике есть такой эпизод, когда кто-то из отцов приходит в усыпальницу, где погребены почившие преподобные отцы Киево-Печерские, и восклицает там «Христос воскресе!» и слышит ответ: «Воистину воскресе!». Это как раз такой вот образ того, как разделяют радость о Христе Воскресшем почившие и ныне живущие.
- 1281 просмотр