Размышления иерея Антония Чурикова в неделю преподобного Иоанна Лествичника

Иерей Антоний Чуриков

Во Имя Отца и Сына, и Святого Духа!

Сегодняшнее Воскресение, Неделя 4-я и следующая 5-я седмица Великого поста носит имя в честь преподобного Иоанна Лествичника. Преподобный Иоанн именуется Лествичником, по одноименному труду, руководству в духовной жизни — «Лествице». В этом труде повествуется о восхождении от земли к Небу, из самых жутких глубин греха до состояния обожения — святости.

Вступая на первую ступень, мы встречаем следующие слова преподобного Иоанна: «Не за то, братья, будем мы осуждены на вечном суде, что не совершали мы чудес, что не богословствовали, но за то будем осуждены, что не плакали о грехах своих...».

С этого и начинается дорога к нашему спасению, либо к осуждению. О многих вещах человек воздыхает и плачет: о потерях, нанесенных обидах, о немощах и различных горестных обстоятельствах, происходящих с ним в жизни. Но одного человек зачастую не замечает, того, что все эти скорбные обстоятельства чисты перед Богом и связывают Создателя и творение. Предает человек забвению и такое понятие как грех, забывает о том, что на всякое время своей жизни согрешает перед Богом и порой никак не воздыхает об этом. Но необходимо понимать, что грех — главное несчастье в жизни. Все остальное может быть светлым и чистым, грех в любом его проявлении нечист, темен, сквернит душу и тело, постепенно разрушая человека, отдаляет его от Создателя. Какой бы грех не был совершен, первое, что человек пытается сделать — скрыться от Бога, постараться утаить совершенное от Всеведущего Бога.

И когда человек говорит: «Как бы Господь простил меня за то или иное прегрешение», часто это произносится скорее от стыда, от того, что вспоминается последний час жизни и то, что можно не подготовленным предстать перед Богом, а не от того, что душу раздирает скорбь от разорванных отношений с Богом, предательстве Создателя.

Грех отделяет нас не только от Бога, но и от людей. О своих жизненных обстоятельствах, скорбях, мы всегда можем поделиться с ближними, разделив с ними ужас окружающего нас мира. Но грех, отделяет нас от окружающих в том смысле, что нам становится стыдно перед ними, даже перед соучастниками греха, потому что они становятся для нас прямым напоминание совершенных проступков. Приходит понимание того, что перед Богом мы в ответе не только за себя, но и за тех, кто стал соучастниками нашего греха.

Грех становится орудием нашего собственного убийства, через него человек заживо умирает, он окружает нас так крепко, что этот круг, невозможно разомкнуть не любовью окружающих, еще более скорбно и стыдно становится грешной душе от того, что ближние проявляют в этом состоянии свою любовь. Вот почему преподобный Иоанн Лествичник настаивает на том, чтобы мы оплакивали свои грехи.

Почему же именно плакали? Как показывает опыт нашей жизни, слезы приходят к человеку, только в момент наивысших, горя или радости, ужаса или стыда. До слез бывает раскаяние в совершенных поступках, оно то и является важным на пути к покаянию. Покаяние есть добровольный, решительный поворот души, который нас поворачивает к Богу, заставляет просить прощения и исцеления от греха. Когда осознание своей греховности доходит до наивысшей точки, а вместе с ним приходит понимание богооставленности, из глаз человека вырываются те очистительные слезы. Пока же, человек не научится плакать о своих грехах, не придет и осознания всех глубины греховного падения.

А грех, всегда будет убивать душу, делая ее черствой и жестокой. Отсюда и отчужденность от Бога и людей, уничтожение совести. Каждому из нас необходимо задуматься о своей жизни и совершенных грехах, строго и беспощадно посмотреть внутрь себя. Через это, принести покаяние и слезы Создателю, дабы наше покаяние было принято Богом и душа омылась от грехов.

Аминь.

Категория: 

Система Orphus

Вознесенский кафедральный собор г. Петропавловск | Православная социальная сеть «Елицы»