Размышления иерея Евгения Садовского в неделю преподобного Иоанна Лествичника

Иерей Евгений Садовский

Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Дорогие братья и сестры, Церковь нам предлагает пример жизни, великого подвижника и автора духовного творения называемого «Лествица» Очередная Неделя называется в честь сего Святого мужа для того, чтобы укрепить верующих в духовном подвиге.

Сей дивный муж Иоанн, был сыном преподобных Ксенофонта и Марии. После чудесного спасения на море, Иоанн поступил в Синайский монастырь. Наставником и руководителем его стал авва Мартирий. После четырех лет пребывания Иоанна на Синае, он был пострижен в иночество. Один из присутствовавших при постриге, авва Стратигий, предсказал, что он станет великим светильником Церкви Христовой. В течение девятнадцати лет преподобный Иоанн подвизался в послушании своему духовному отцу. После смерти аввы Мартирия преподобный Иоанн избрал отшельническую жизнь, удалившись в пустынное место, называемое Фола, где провел сорок лет в подвиге безмолвия, поста, молитвы и покаянных слезах. Не случайно в «Лествице» он так говорит о покаянных слезах: «Как огонь сожигает и уничтожает хворост, так чистая слеза омывает все нечистоты, наружные и внутренние». Сильна и действенна была его святая молитва, об этом свидетельствует пример из жизни угодника Божия. У преподобного Иоанна был ученик, инок Моисей. Однажды наставник приказал своему ученику наносить в сад земли для грядок. Исполняя послушание, инок Моисей из-за сильного летнего жара прилег отдохнуть под тенью большого утеса. Преподобный Иоанн находился в это время в келии и отдыхал. Внезапно ему явился муж почтенного вида и, разбудив святого подвижника, с упреком сказал: «Почему ты, Иоанн, спокойно отдыхаешь здесь, а Моисей находится в опасности?» Преподобный Иоанн тот­час пробудился и стал молиться за своего ученика. Когда его ученик возвратился вечером, преподобный спросил, не случилось ли с ним что-либо плохое. Инок ответил: «Нет, но я подвергся большой опасности. Меня едва не раздавил большой обломок камня, под которым я в полдень уснул. К счастью, мне представилось во сне, что ты зовешь меня, я вскочил и бросился бежать, а в это время с шумом упал огромный камень на то самое место, с которого я убежал...»

О жизни преподобного Иоанна известно, что питался он тем, что не запрещалось уставом постнической жизни, но — умеренно. Ночью Иоанн спал, хотя спал не более того, сколько необходимо для поддержания сил, чтобы непрестанным бодрствованием не повредить ум. «Я не постился чрезмерно, — говорит он сам о себе, — и не предавался усиленному ночному бдению, не лежал на земле, но смирялся..., и Господь скоро спас меня». Примечателен следующий пример смирения преподобного. Одаренный высоким проницательным умом, умудренный глубоким духовным опытом, он с любовью поучал всех приходящих к нему, руководя их к спасению, но когда явились одержимые завистью, упрекнувшие его в многословии, которое они объяснили тщеславием, то преподобный Иоанн наложил на себя молчание, чтобы не подавать повода к осуждению, и молчал в течение года. Завистники осознали свое заблуждение и сами обратились к подвижнику с просьбой не лишать их духовной пользы, получаемой в беседе с преподобным.

Утаивая свои подвиги от людей, преподобный Иоанн иногда скрывался в пещере, но слава о его святости распространилась далеко за пределы места подвигов, и к нему непрестанно приходили посетители всех званий и регалий, жаждавшие услышать слово назидания и спасения. В возрасте семидесяти пяти лет, после сорокалетнего подвига в уединении, преподобный был избран игуменом Синайской обители. Около четырех лет управлял он святой обителью Синая. Господь наделил преподобного к концу его жизни благодатными дарами прозорливости и чудотворений.

По просьбе игумена Раифского монастыря, и был написан преподобным Иоанном замечательный аскетический труд «Лествица» — руководство для восхождения к духовному совершенству. Свое творение преподобный так и назвал — «Лествица», объясняя название следующим образом: «Соорудил я лествицу восхождения... от земного во святая... во образ тридцати лет Господня совершенствования, знаменательно соорудив лествицу из тридцати ступеней, по которой, достигнув Господня возраста, окажемся праведными и безопасными от падения». Цель этого творения — научить, что достижение спасения требует от человека нелегкого самоотвержения и усиленных подвигов. «Лествица» предполагает, во-первых, очищение от греховной нечистоты, искоренение пороков и страстей в ветхом человеке, во-вторых, восстановление в человеке образа Божия. Хотя книга была написана для иноков, любой христианин, живущий в миру, получает в ней надежного путеводителя для восхождения к Богу; и столпы духовной жизни — преподобный Феодор Студит, Сергий Радонежский, Иосиф Волоколамский и другие — ссылались в своих наставлениях на «Лествицу» как на лучшую книгу для спасительного руководства.

Содержание одной из ступеней «Лествицы» (22 -я) раскрывает подвиг истребления тщеславия. Преподобный Иоанн пишет: «Тщеславие появляется при каждой добродетели. Когда, например, храню пост — тщеславлюсь, и когда, скрывая пост от других, разрешаю на пищу, опять тщеславлюсь — благоразумием. Одевшись в светлую одежду, побеждаюсь тщеславием и, переодевшись в худую, тщеславлюсь. Говорить ли стану — попадаю во власть тщеславия. Молчать ли захочу, опять предаюсь ему. Куда ни поверни это терние, оно все станет шипами кверху. Тщеславный... на взгляд чтит Бога, а на деле более старается угодить людям, чем Богу... Люди высокого духа сносят обиду благодушно и охотно, а слушать похвалы и не ощущать никакой приятности могут только святые и непорочные... Когда услышишь, что ближний или друг твой в глаза или за глаза злословит тебя, похвали и полюби его... Не тот показывает смирение, кто сам себя бранит: как быть несносному самому себе? Но кто, обесчещенный другим, не уменьшает своей любви к нему... Кто превозносится природными дарованиями — счастливым умом, высокой образованностью, чтением, приятным произношением и другими подобными качествами, которые легко приобретаются, тот никогда не приобретает даров сверхъестественных.

Ибо кто в малом не верен, тот и во многом будет не верен, и тщеславен. Часто случается, что Сам Бог смиряет тщеславных, насылая неожиданное бесчестие... Если молитва не истребит * тщеславного помысла, приведем на мысль исход души из этой жизни, смерть, называемую в народе. Если это не поможет, устрашимся его позором Страшного суда. Возносяйся смирится даже здесь, прежде будущего века т. е. будущей жизни. Когда хвалители, или, лучше, льстецы, начнут хвалить нас, тотчас приведем себе на память все грехи свои и найдем, что вовсе не стоим мы того, что нам приписывают». Эти и другие примеры, находящиеся в «Лествице», служат образцом той святой ревности о своем спасении, которая необходима каждому человеку, желающему жить благочестиво, а письменное изложение его мыслей, составляющих плод многих и утонченных наблюдений над своей душою и глубокого духовного опыта, являются руководством и великим пособием на пути к истине, добру и вечному спасению.

Будем, дорогие братья и сестры, читать его спасительные наставления, воплощать их в жизни и усердно молиться великому угоднику Божию преподобному Иоанну Лествичнику, чтобы он помог нам в духовном восхождении и спасении. Аминь.

Категория: 

Система Orphus

Вознесенский кафедральный собор г. Петропавловск | Православная социальная сеть «Елицы»