Размышления в первое воскресение Великого Поста. Торжество Православия

Иерей Алексей Витальевич Щербенко

Сегодня — в первое воскресение Великого Поста святая Церковь празднует торжество православия. Этот праздник установлен в связи с окончательной победой Православной Церкви над ересью иконоборчества.

Православная Церковь переживала невиданные ранее гонения из-за разраставшейся идеи о том, что изображения святых отражают идолопоклонничество. Истинно верующие люди отвоевывали право на создание изображений Иисуса Христа, Девы Марии, святых угодников и возможность молиться перед ними. В течение более чем ста лет христиане переживали лишения. Мощи святых и иконы изымались и предавались огню. Люди под страхом смерти спасали предметы почитания, пойманных сажали в темницы или казнили.

Святая царица Феодора, видя притеснения иконопочитателей еретиками, в 842 году в Константинополе после смерти своего правящего мужа собрала иерархов Церкви и восстановила решения VII Вселенского Собора, который определил почитать святые иконы. Это стало переломным моментом в истории Православной Церкви, и действительно является торжеством нашей веры.

Икона всегда имела и имеет особое значение, особую ценность для верующего христианина. Человек, предстоя в молитве и взирая на образ, обращается к первообразу — к Богу. И поклоняется не краскам, холсту, дереву, а тому кто изображен на иконе. Это толкование, к сожалению, не все воспринимают за истину. Поэтому и в наше время существуют еретики не признающие икон, и обличающие нас в нарушении одной из заповедей. Таковых людей и в их числе других не принимающих догматических установлений Православной Церкви предают анафеме в специально составленном чине торжества православия. Этот чин совершается после литургии. Но анафему не следует расценивать как проклятие. Это означает что люди своим непринятием основных догматов православной веры отлучают себя от причастия Святых Христовых Тайн, и, таким образом, подпадают под анафему.

В разное историческое время находились те, кто противился Богу. Возникали гонения, преследования, притеснения верующих. Например, в минувшем году мы вспоминали страшное событие — 100-летие революции, когда в 1917 году состоялся расстрел царской семьи. Революция которая зародилась в сердцах бунтарей вылилась кровавыми последствиями для множества верующих христиан. Гнев, зависть, вражда и другие пороки исходят из сердца злого. Поэтому нужно непрестанно следить за своим духовным состоянием.

Христианин, встав на духовный путь, чувствует суть праздника не только в исторической борьбе суждений, но и в своей личной вере. С первой недели Великого Поста начинается испытание силы духа верующего, который ограничивает себя в благах и больше времени уделяет молитвам. Пройдя один из самых сложных отрезков Великого Поста, в этот церковный праздник можно подвести итог и решить, насколько добросовестно христианин следовал канону. Дойти до конца пути поста, ревностно следуя всем предписаниям, стараясь вести жизнь достойного служителя Бога — и есть настоящее Торжество Православия для личности. И тогда торжество православия обретает индивидуальный смысл, отождествляется с опытом человека по собственному духовному воспитанию, и становится некоторой опорой, местом, где самое время оглянуться назад и проанализировать свои поступки.

Невообразим весь ужас тяжелого столетия, прожитого христианами без возможности защитить дорогие верующей душе вещи. Но празднование победы Церкви в противостоянии взглядов и личной победы над слабостями складывается в нечто особенное, объединяющее всех верующих, идущих по истинному пути. Поэтому каждый сам должен понять, что для него торжество и какую истину стоит из него извлечь. И если мы с вами станем соучастниками торжества православия благодаря своему деятельному христианскому образу жизни, своей непрестанной борьбой со своими грехами, то непременно достигнем Царствия Небесного. Чего я и вам и себе желаю! Аминь.

Категория: 

Система Orphus

Вознесенский кафедральный собор г. Петропавловск | Православная социальная сеть «Елицы»