Служение Правящего архиерея в Неделю о блудном сыне
Объятия Отча отверсти ми потщися,
блудно иждих мое житие,
на богатство неиждиваемое взираяй щедрот Твоих Спасе,
ныне обнищавшее мое сердце не презри.
Тебе бо Господи, во умилении зову:
согреших, Отче, на небо и пред Тобою.
Седален 1 гласа
В субботу 11 февраля 2017 года в Неделю о блудном сыне и в праздник трёх святителей, Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого, в Вознесенском Кафедральном Соборе состоялась праздничное Всенощное бдение. Богослужение возглавил правящий архиерей, епископ Петропавловский и Булаевский Владимир. Владыке сослужили: прот. Сергий Первушин, секретарь епархиального управления и духовенство Кафедрального Собора. За Всенощным бдением были освящены за литией хлеб, вино, пшеница и масло. После Евангелия владыка помазал молящихся освященным елеем.
Фотогалерея |
На полиелее с этого Воскресного дня началось дополнение хором к двум полиелейным псалмам псалма 136-ого. Псалом 136 «На реках вавилонских» представляет собой песню еврейских изгнанников, томящихся в вавилонском плену после падения Иерусалима и разрушения Первого Храма. Первая часть псалма (ст. 1-6) выражает скорбь евреев о потерянной родине, вторая (ст. 7-9) — надежду на возмездие захватчикам и угнетателям.
«Реки вавилонские», упоминаемые в тексте, — это Евфрат, Тигр и, возможно, Ховар (упоминается у Иезекииля), на пустынных берегах которых предавались скорби евреи, вспоминая Иерусалимский храм и совершавшиеся там богослужения. По толкованию Феодорита Киррского вавилоняне требовали от евреев исполнения священных песен не для того, чтобы научиться почитанию истинного Бога, но для того, чтобы посмеяться над пленёнными. Чтобы не давать повода для насмешек, а также потому, что священные песни нельзя было исполнять вне Храма, евреи отказывались «петь песнь Господню на земле чужой». Десница, которая забудет того, кто подвергнет забвению Иерусалим, — это, по толкованию Афанасия Великого и блаженного Феодорита, помощь свыше от Бога; тот, кто забудет Иерусалим и, соответственно, завет между Богом и Его народом, сам будет забыт Богом.
В новозаветном контексте псалом 136 понимается как скорбь христианина, из-за своих грехов и страстей удалённого от Бога, ставшего пленником своих страстей и пороков. В этом случае трудные для истолкования последние стихи псалма, содержащие молитву о возмездии сынам Едомовым, дочери Вавилона и её младенцам, обретают свой смысл — младенцами Вавилона являются грехи христианина, которые должны быть безжалостно искоренены в зародыше. Буквальное истолкование этих стихов в православной традиции также встречается: по св. Иоанну Златоусту, таким образом пророк изображает страстную, недостойную христианина, мстительность пленных, будучи сам далёким от неё, а по блаж. Феодориту, стих можно понимать не как молитву, а как пророчество о завоевателях.
Особую роль псалом 136 приобрёл в богослужениях, готовящих верных к Великому посту. На утренях трёх приготовительных воскресений (неделя о блудном сыне, неделя о Страшном суде (мясопустная) и Прощёное воскресенье (неделя сыропустная)) этот псалом поётся с «аллилуйей красной» до чтения Евангелия.
Отец! Открой мне объятия отеческой любви!
Не возгнушайся Твоего согрешившего,
но от всего сердца возвращающегося к Тебе сына.
Не отврати Своего лица от его обнищавшего сердца,
прими покаянный вопль его: «Отец! Я согрешил пред небо и пред Тобою!»
Седален (русский перевод)
- 2704 просмотра