В Петропавловске совершена закладка Севастиано-Магдалининского храма

Священномученик Иоанн (Троянский)

Слыша о священномучениках Северного Казахстана мы, как правило, вспоминаем епископа Петропавловского Мефодия (Красноперава), реже пресвитеров Петропавловских Михаила (Мякишева), Василия (Бова), Иоанна (Смирнова), Афанасия (Милова), совсем редко Владимира (Панькина), пресвитера Благовещенского.

Священномученик Иоанн (Троянский)

Однако на территории Северо-Казахстанской области подвизался еще один священнослужитель, ныне причисленный к лику Новомучеников Церкви Русской. Речь идет о епископе Иоанне (Троянском), который был Правящим архиереем Петропавловской епархии в период с 1925 по 1932 год. Владыка Иоанн вынужден был покинуть свою паству только после того, как он был выслан с территории Казахстана.

Призываем всех, кто что-либо знает о судьбах пострадавших священников и разрушенных храмов нашей области поделиться своими воспоминаниями и информацией. Давайте «воскресим» память обо всех тех людях, которые остались верными Христу даже до смерти.

Обращаться можно по электронной почте: berezin_mihail@mail. ru

Или по почтовому адресу: г. Петропавловск, Вознесенский кафедральный собор, ул. Жалела Кизатова — 55, священник Михаил Березин.

Иван Ефимович Троянский, родился 10 ноября 1862 года в поселке Новокленском Козловского уезда Тамбовской губернии в семье священника.

В 1879 окончил II Тамбовское духовное училище, в 1885 году — Тамбовскую духовную семинарию по II разряду.

Вступил в брак. На пятом курсе семинарии, 10 сентября 1884 года был рукоположен в сан диакона, а затем во священника.

Служил на приходах Тамбовской епархии.

В 1922 году овдовел и был пострижен в монашество.

22 декабря 1922 года, не разобравшись в сути обновленчества, был рукоположен во обновленческого епископа Сасовского. Хиротонию в Заиконоспасском монастыре совершили епископ Антонин (Грановский) и епископ Краснослободский Александр, викарий Пензенской епархии.

В Сасове епископ Иоанн жил с конца декабря 1922 года по 30 апреля 1923 года, затем был назначен исполняющим должность правящего Тамбовского епископа. На обновленческом соборе 1923 года не был, поэтому не принял участия в осуждении патриарха Тихона.

В конце сентября 1923 года вернулся из Тамбова в Сасово, которое к тому времени перешло в ведение Рязанской обновленческой епархии.

15 января 1924 года ушел за штат.

Личное покаяние перед патриархом принес в октябре 1924 года. 18 ноября 1924 года прервал отношения с обновленцами, за что был ими запрещен в священнослужении. В начале 1925 года, согласно резолюции патриарха Тихона, епископ Иоанн принес покаяние перед народом, и архиепископ Рязанский Борис (Соколов) совершил над ним чин присоединения к Церкви.

Как ставленник епископов старого поставления был принят в сущем сане и указом от 3 марта 1925 года назначен епископом Акмолинским и Петропавловским, викарием Омской епархии. Вместе с правящим Омском архиепископом Виктором (Богоявленским) боролся против обновленчества.

В Историческом архиве Омской области было найдено расписание совершения богослужений за 1925 год, которое наглядно свидетельствует, насколько напряженным было архипастырское служение в ту эпоху (смотрите прикрепленные к статье изображения).

30 марта 1927 года Петропавловское викариатство было преобразовано в самостоятельную епархию. В 1928 году было учреждено викариатство при Петропавловской епархии в г. Акмоле.

3 декабря 1931 года был арестован органами ОГПУ. Четыре месяца длилось следствие, пока 2 апреля 1932 года Владыка не был приговорен к трем года высылки с территории Казахстана. После вынесения приговора, епископ Иоанн вынужден был оставить управление епархией.

Но вскоре он был назначен в новообразованную Рыбинскую кафедру. Но власти не простили ему ухода от обновленцев, и вскоре по прибытии в Рыбинск он был вновь арестован и приговорен к трём годам ссылки за «контрреволюционную деятельность». Проживал в Калинине (ныне Тверь).

22 ноября 1932 года постановлением Временного Священного Синода РПЦ по причине «продолжительного отсутствия» на кафедре и «по болезненному состоянию» был уволен на покой и назначен в распоряжение Калининского архиепископа священномученика Фаддея (Успенского), а Рыбинская епархия включена в состав Ярославской.

По возвращении из ссылки поселился в городе Торопце Тверской области.

27 мая 1934 года назначен временным управляющим Великолукской и Торопецкой епархии, 24 июня 1935 года утвержден в должности. Получив с большим трудом от гражданских властей регистрацию и разрешение на богослужение в храмах города, он старался служить как можно чаще, за каждым богослужением обращаясь к молящимся с проповедью. Боролся с обновленчеством, при нем в Православие вернулись 4 обновленческих прихода Торопца. В условиях ужесточения репрессий ходатайствовал о передаче закрытых церквей Торопца общинам верующих.

В январе 1936 назначен Осташковским, викарием Тверской епархии. Продолжал жить в Торопце.

Недоброжелатели доносили в НКВД, что он в своих проповедях говорит о несомненном бытии Бога, о том, насколько большое значение имеют в нашей жизни святость и святые, а также чудотворные иконы; чудеса, совершаемые по молитвам святых и по обращении верующего к чудотворному образу, — это факты. Но мало этого, он заманивает в церковь гостинцами и печеньем детей. Так например, в Вознесенской церкви он посреди храма раздавал детям конфеты и пряники.

23 июля 1937 года был арестован и заключен в Торопецкую тюрьму.

«Следствие располагает документами, что вы у себя на дому исполняете религиозные обряды. Вы подтверждаете данные следствия?

— Да, подтверждаю, я действительно допустил однажды по усопшему отслужить панихиду в своем доме. Кроме этого, я регулярно у себя на квартире проводил вечерние и утренние службы, — ответил епископ.

— Ваши взгляды на обновленчество?

— По каноническим правилам обновленчество — это ересианство, обновленчество зародилось давно, оно борется за новшества в жизни духовенства; безусловно, православная церковь с обновленчеством борется.

— Ваше личное влияние на обновленчество по Великолукской епархии?

— Личного видимого влияния на обновленчество мною не проявлялось, тем не менее за последнее время по Великолукской епархии прибавилось четыре церкви тихоновской ориентации за счет обновленчества.

— Следствие располагает данными, что вы как епископ с целью привлечения к церкви людей детского возраста практиковали в своей деятельности раздачу конфет, печенья детям, находясь в церкви и на улице. Вы эти данные подтверждаете?

— Да, признаю, что я... иногда раздавал детям конфеты, печенье, находясь в церкви и на улице. В основе при этом у меня была жалость к детям; как нищему каждый православный подает копеечку, так и детям, я считаю, нужно оказывать внимание и заботу.

— Вы допускали в своей деятельности проповеди вне стен церкви?

— Да, признаю себя виновным, что я произносил проповедь религиозного содержания вне стен церкви».

Вызывались свидетели — из тех, кто готов был лжесвидетельствовать против епископа:
«Троянский, посещая церковь, произносит проповеди контрреволюционного содержания; так в начале июля 1937 года Троянский, будучи в Вознесенской церкви, говорил: „Апостол Павел страдал за веру христианскую, и ему были не страшны ни пытки, ни казни, а мы изменяем вере, боясь репрессий“. Троянский систематически ведет борьбу с обновленчеством, в результате тринадцать священников перешло в тихоновскую ориентацию. В мае месяце, будучи в гостях у гражданина Федорова Михаила, Троянский критиковал современные моды в СССР и говорил, что эти моды неизбежно приведут к вырождению юношества».

В справке, составленной по требованию НКВД, председатель Торопецкого горсовета написал, что епископ принимал активное участие в ходатайстве об открытии закрытых церквей города Торопца.

31 августа 1937 года постановлением Тройки НКВД по Калининской области приговорен по ст. 58-10 УК РСФСР к расстрелу.

Расстрелян 4 сентября 1937 года и был погребен в безвестной общей могиле.

В 1989 и 1991 году был полностью реабилитирован.

Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Церкви Русской на Юбилейном Архиерейском Соборе в августе 2000 года для общецерковного почитания.

Священномучениче Иоанне, моли Бога о нас!

Священномученик Иоанн (Троянский)  Священномученик Иоанн (Троянский)  Священномученик Иоанн (Троянский)

Система Orphus

Вознесенский кафедральный собор г. Петропавловск | Православная социальная сеть «Елицы»