Священномученик Иоанн (Троянский)
Слыша о священномучениках Северного Казахстана мы, как правило, вспоминаем епископа Петропавловского Мефодия (Красноперава), реже пресвитеров Петропавловских Михаила (Мякишева), Василия (Бова), Иоанна (Смирнова), Афанасия (Милова), совсем редко Владимира (Панькина), пресвитера Благовещенского.
![]() |
Однако на территории Северо-Казахстанской области подвизался еще один священнослужитель, ныне причисленный к лику Новомучеников Церкви Русской. Речь идет о епископе Иоанне (Троянском), который был Правящим архиереем Петропавловской епархии в период с 1925 по 1932 год. Владыка Иоанн вынужден был покинуть свою паству только после того, как он был выслан с территории Казахстана.
Призываем всех, кто что-либо знает о судьбах пострадавших священников и разрушенных храмов нашей области поделиться своими воспоминаниями и информацией. Давайте «воскресим» память обо всех тех людях, которые остались верными Христу даже до смерти.
Обращаться можно по электронной почте: berezin_mihail@mail. ru
Или по почтовому адресу: г. Петропавловск, Вознесенский кафедральный собор, ул. Жалела Кизатова — 55, священник Михаил Березин.
Иван Ефимович Троянский, родился 10 ноября 1862 года в поселке Новокленском Козловского уезда Тамбовской губернии в семье священника.
В 1879 окончил II Тамбовское духовное училище, в 1885 году — Тамбовскую духовную семинарию по II разряду.
Вступил в брак. На пятом курсе семинарии, 10 сентября 1884 года был рукоположен в сан диакона, а затем во священника.
Служил на приходах Тамбовской епархии.
В 1922 году овдовел и был пострижен в монашество.
22 декабря 1922 года, не разобравшись в сути обновленчества, был рукоположен во обновленческого епископа Сасовского. Хиротонию в Заиконоспасском монастыре совершили епископ Антонин (Грановский) и епископ Краснослободский Александр, викарий Пензенской епархии.
В Сасове епископ Иоанн жил с конца декабря 1922 года по 30 апреля 1923 года, затем был назначен исполняющим должность правящего Тамбовского епископа. На обновленческом соборе 1923 года не был, поэтому не принял участия в осуждении патриарха Тихона.
В конце сентября 1923 года вернулся из Тамбова в Сасово, которое к тому времени перешло в ведение Рязанской обновленческой епархии.
15 января 1924 года ушел за штат.
Личное покаяние перед патриархом принес в октябре 1924 года. 18 ноября 1924 года прервал отношения с обновленцами, за что был ими запрещен в священнослужении. В начале 1925 года, согласно резолюции патриарха Тихона, епископ Иоанн принес покаяние перед народом, и архиепископ Рязанский Борис (Соколов) совершил над ним чин присоединения к Церкви.
Как ставленник епископов старого поставления был принят в сущем сане и указом от 3 марта 1925 года назначен епископом Акмолинским и Петропавловским, викарием Омской епархии. Вместе с правящим Омском архиепископом Виктором (Богоявленским) боролся против обновленчества.
В Историческом архиве Омской области было найдено расписание совершения богослужений за 1925 год, которое наглядно свидетельствует, насколько напряженным было архипастырское служение в ту эпоху (смотрите прикрепленные к статье изображения).
30 марта 1927 года Петропавловское викариатство было преобразовано в самостоятельную епархию. В 1928 году было учреждено викариатство при Петропавловской епархии в г. Акмоле.
3 декабря 1931 года был арестован органами ОГПУ. Четыре месяца длилось следствие, пока 2 апреля 1932 года Владыка не был приговорен к трем года высылки с территории Казахстана. После вынесения приговора, епископ Иоанн вынужден был оставить управление епархией.
Но вскоре он был назначен в новообразованную Рыбинскую кафедру. Но власти не простили ему ухода от обновленцев, и вскоре по прибытии в Рыбинск он был вновь арестован и приговорен к трём годам ссылки за «контрреволюционную деятельность». Проживал в Калинине (ныне Тверь).
22 ноября 1932 года постановлением Временного Священного Синода РПЦ по причине «продолжительного отсутствия» на кафедре и «по болезненному состоянию» был уволен на покой и назначен в распоряжение Калининского архиепископа священномученика Фаддея (Успенского), а Рыбинская епархия включена в состав Ярославской.
По возвращении из ссылки поселился в городе Торопце Тверской области.
27 мая 1934 года назначен временным управляющим Великолукской и Торопецкой епархии, 24 июня 1935 года утвержден в должности. Получив с большим трудом от гражданских властей регистрацию и разрешение на богослужение в храмах города, он старался служить как можно чаще, за каждым богослужением обращаясь к молящимся с проповедью. Боролся с обновленчеством, при нем в Православие вернулись 4 обновленческих прихода Торопца. В условиях ужесточения репрессий ходатайствовал о передаче закрытых церквей Торопца общинам верующих.
В январе 1936 назначен Осташковским, викарием Тверской епархии. Продолжал жить в Торопце.
Недоброжелатели доносили в НКВД, что он в своих проповедях говорит о несомненном бытии Бога, о том, насколько большое значение имеют в нашей жизни святость и святые, а также чудотворные иконы; чудеса, совершаемые по молитвам святых и по обращении верующего к чудотворному образу, — это факты. Но мало этого, он заманивает в церковь гостинцами и печеньем детей. Так например, в Вознесенской церкви он посреди храма раздавал детям конфеты и пряники.
23 июля 1937 года был арестован и заключен в Торопецкую тюрьму.
«Следствие располагает документами, что вы у себя на дому исполняете религиозные обряды. Вы подтверждаете данные следствия?
— Да, подтверждаю, я действительно допустил однажды по усопшему отслужить панихиду в своем доме. Кроме этого, я регулярно у себя на квартире проводил вечерние и утренние службы, — ответил епископ.
— Ваши взгляды на обновленчество?
— По каноническим правилам обновленчество — это ересианство, обновленчество зародилось давно, оно борется за новшества в жизни духовенства; безусловно, православная церковь с обновленчеством борется.
— Ваше личное влияние на обновленчество по Великолукской епархии?
— Личного видимого влияния на обновленчество мною не проявлялось, тем не менее за последнее время по Великолукской епархии прибавилось четыре церкви тихоновской ориентации за счет обновленчества.
— Следствие располагает данными, что вы как епископ с целью привлечения к церкви людей детского возраста практиковали в своей деятельности раздачу конфет, печенья детям, находясь в церкви и на улице. Вы эти данные подтверждаете?
— Да, признаю, что я... иногда раздавал детям конфеты, печенье, находясь в церкви и на улице. В основе при этом у меня была жалость к детям; как нищему каждый православный подает копеечку, так и детям, я считаю, нужно оказывать внимание и заботу.
— Вы допускали в своей деятельности проповеди вне стен церкви?
— Да, признаю себя виновным, что я произносил проповедь религиозного содержания вне стен церкви».
Вызывались свидетели — из тех, кто готов был лжесвидетельствовать против епископа:
«Троянский, посещая церковь, произносит проповеди контрреволюционного содержания; так в начале июля 1937 года Троянский, будучи в Вознесенской церкви, говорил: „Апостол Павел страдал за веру христианскую, и ему были не страшны ни пытки, ни казни, а мы изменяем вере, боясь репрессий“. Троянский систематически ведет борьбу с обновленчеством, в результате тринадцать священников перешло в тихоновскую ориентацию. В мае месяце, будучи в гостях у гражданина Федорова Михаила, Троянский критиковал современные моды в СССР и говорил, что эти моды неизбежно приведут к вырождению юношества».
В справке, составленной по требованию НКВД, председатель Торопецкого горсовета написал, что епископ принимал активное участие в ходатайстве об открытии закрытых церквей города Торопца.
31 августа 1937 года постановлением Тройки НКВД по Калининской области приговорен по ст. 58-10 УК РСФСР к расстрелу.
Расстрелян 4 сентября 1937 года и был погребен в безвестной общей могиле.
В 1989 и 1991 году был полностью реабилитирован.
Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Церкви Русской на Юбилейном Архиерейском Соборе в августе 2000 года для общецерковного почитания.
Священномучениче Иоанне, моли Бога о нас!
- 3778 просмотров