Святой великомученик Феодор Тирон
Велия веры исправления /
во источнице пламене, яко на воде упокоения /
святый мученик Феодор радовашеся, /
огнем бо всесожжегся, /
яко хлеб сладкий Троице принесеся. /
Того молитвами, Христе Боже, /
спаси души наша
Тропарь великомученику Феодору Тирону
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Святой Феодор жил в начале IV века и был воином в г. Амасии. Когда император Максимиан начал гонение на христиан, Феодора стали принуждать принести жертву языческим богам, но он во всеуслышание исповедал себя христианином и отказался участвовать в жертвоприношении. Его осудили на сожжение.
Перекрестившись, святой сам мужественно взошел на костер и с молитвой и благодарением предал душу Богу.
Через пятьдесят лет после кончины святого мученика император Юлиан Отступник, ненавидевший христиан и знавший, как строго они постятся в первые дни святой Четырехдесятницы, велел правителю Константинополя тайно убрать с городских рынков всю обычную снедь. Взамен же положить ту, что накануне была принесена в жертву идолам и считалась христианами оскверненной.
Повеление императора было исполнено, но успеха не имело. В ограждение святого поста Господь явил знамение: Константинопольскому Патриарху Евдоксию явился во сне святой великомученик Феодор Тирон и повелел всем верующим не покупать на рынках оскверненную пищу, а тем, кто не имеет пищевых запасов, сделать коливо (вареную пшеницу с медом).
Христиане всю неделю ели коливо и сохранили себя от осквернения. Святая Церковь до сих пор совершает в пятницу первой недели Великого поста молебный канон святому Феодору Тирону и благословляет в его честь коливо.
Коливом, также именуемым сочиво или кутья, принято поминать усопших и употребляют в сочельник Рождественский или Крещенский. Готовят его из распаренных зёрен пшеницы, риса и других круп с мёдом, орехами, сухофруктами и маком. В конце первой седмицы Великого поста коливом не поминают усопших, а вспоминают чудо, которое совершил святой Феодор Тирон в IV веке при императоре Юлиане Отступнике.
Более полутора тысяч лет отделяют нас от тех событий, но Церковь неизменно напоминает нам о них. Христиане, которых Феодор Тирон спас от осквернения, в знак благодарения благодетелю совершили ему празднование, приготовив коливо. И с тех пор, доныне мы, возобновляя чудо, чтобы столь славное дело мученика со временем не было забыто, почитаем память великомученика Феодора освящением колива.
В эти святые дни Великого поста полезно будет еще раз задуматься о необходимости его соблюдения.
Издревле православные христиане чтили пост как божественное установление, признавая его нарушение одним из тяжких грехов. А сейчас говорят, что пост не нужен и вреден для здоровья. Да и много ли сегодня соблюдающих пост среди тех, кто считает себя православным? Предки наши строго постились и были вполне здоровы, и сил хватало им на многие дела и многие годы. Все подвижники Церкви питались очень скудно, но, тем не менее, подвизались в самых великих подвигах и доживали до весьма преклонных лет.
Однако, сам по себе телесный пост не приводит нас ко спасению. «Пища не приближает нас к Богу, — научает нас апостол Павел, — ибо, едим ли мы, ничто не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем» (1 Кор. 8, 8). «Царствие Божие, — говорит он же, — не пища и питие, но праведность и мир, и радость во Святом Духе» (Рим. 14, 17). Но пост телесный необходим для обуздания нашей чувственности. Этим средством пользовались все великие подвижники, праведники и угодники Божии. Например, святой царь Давид свидетельствует о себе, что он «постом изнурял душу» свою (Пс. 34, 13).
Вот какое поучение, касающееся значения поста и, соединенных с ним других добродетелей, содержится в святоотеческих сказаниях. Однажды к преподобному Пимену собралось много простолюдинов, послушать его душеполезные беседы.
Обратившись к одному из них, святой старец сказал: «Теперь ты скажи нам что-нибудь назидательное». Тот сначала не знал, что сказать, а затем вспомнил одну притчу, слышанную им некогда от некоего старца.
«Один человек пожелал увидеть царя и просил одного из друзей проводить его к нему. Друг согласился, но сказал, что может проводить только до половины пути. Тогда этот человек обратился к другому другу, который согласился довести его до царского дворца. Наконец, он обратился к третьему другу, и тот согласился ввести его к самому царю».
«Что же значит эта притча?», — спросили простолюдины у рассказчика.
«Первый друг — это пост, который доводит нас до половины спасительного пути; второй — целомудрие или чистота души, доводящая до небес; третий друг — послушание, которое вводит нас к Самому Богу». Из этого все поняли, что пост необходим, но, чтобы им угодить Богу, он должен быть соединяем с другими добродетелями. Будем же, в установленное святой Церковью время, поститься так, чтобы этим способом достигать победы над своей чувственностью, плотоугодием, самолюбием и гордостью.
Но не один пост плоти будем соблюдать, но наложим этот пост на все наши чувства; чтобы глаза наши не взирали с похотью, чтобы уши не слышали ничего нецеломудренного, чтобы язык не произносил слов осуждения, клеветы, брани и, наконец, чтобы все наше тело не предавалось изнеженности, лености, но упражнялось в трудах, молитвенном стоянии и во всякой угодной Богу деятельности.
А слова: «Бог у меня в душе» — сказать легко, не совершая при этом никакой работы над собой, никакого подвига — это пустые слова, и глубокое непонимание того, о чем мы говорим, когда произносим: «Бог у меня в душе», в лучшем случае у человека память о Боге, но не сам Бог. Бог в храме, а чтоб он был в душе — это весь смысл жизни. Чтобы быть христианином человек должен себя духовно обогащать, что немыслимо без молитвы и без поста.
И так, праздник святому великомученику Феодору Тирону связан с тем, что христиане смогли не осквернить себя и соблюсти пост в полноте. «Тирон» переводится с латыни как новобранец. Он и есть воин Христов и, действительно, был римским легионером, который, как истинный христианин, отказался принести жертву идолам, за что был истязаем и сожжен на костре, но тело воина осталось неповрежденным. Тело святого мученика Феодора Тирона покоится в Константинополе, в храме его имени.
Будем же верить и надеяться, что великомученик Феодор Тирон будет нам помогать, когда мы обратимся к нему за помощью, чтобы не осквернить себя никаким прикосновением к идоложертвенному, а служение страстям: чревоугодию, сребролюбию... и есть идолы. Пост — это труд и даже подвиг, но, несмотря на это, все верующие христиане пост ждут, он желанный. Святые отцы называют его «весной для души», когда человек окрыляется, отрывается от земных забот, от суеты мирской и погружается вглубь себя, отдаваясь покаянию и молитве, борьбе со страстями. В этот период актуализируется духовная жизнь верующего человека. Поздравляю всех православных христиан с началом Великого поста!
Протоиерей Виталий Дементьев
- 4355 просмотров