Троицкая родительская суббота
«Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы…» (Лк.20)
Так ответил Спаситель саддукеям, отвергающим всеобщее Воскресение.
Апостол Павел говорит: «… Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде;
Потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем». (
Православный Символ Веры, согласно со св. Писанием, завершается словами «… Чаю (
Что такое воскресение мертвых, которого, по Символу Веры мы ожидаем?
Действие всемогущества Божия, по которому все тела умерших человеков, соединясь опять с их душами, оживут и будут духовны и бессмертны.
«Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся, ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему — облечься в бессмертие… тогда сбудется слово написанное «поглощена смерть победою." (1 Кор. 15; 51–54).
Не для всех одинаково блаженной будет „жизнь будущего века“, о которой гласит Символ Веры.
Будут разные степени блаженства по мере того, как кто здесь подвизался в вере, любви и добрых делах.
Неверующих, беззаконников, злодеев по воскресении из мертвых ждет вечное осуждение: „…ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия, изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения…“ (Ин.гл. 5; 28–29).
Но и до всеобщего воскресения души умерших уже пребывают в состоянии, свойственном им по делам: души праведных -в свете, покое и предначатии вечного блаженства, а души грешных — в противоположном сему состоянии, по свидетельству самого Иисуса Христа, в притче праведный Лазарь тотчас по смерти был несен на лоно Авраамово (Лк. 16, 22).
О Душах же умерших с верою, но не успевших принести плоды, достойные покаяния, св. Церковь возносит свои молитвы.
Начало этой традиции мы видим еще в Ветхозаветной церкви. Иуда Маккавей принес жертву за умерших воинов (Мк. 12,43).
В Новозаветной Церкви молитва за усопших, является непременной частью Божественной Литургии с первых времен, начиная от Литургии св. Апостола Иакова.
Святой Кирилл Иерусалимский говорит: „Превеликая будет польза душам, о которых моление возносится в то время, как Святая предлежит и Страшная Жертва“ (Тайноводственное поучение, 5, гл. 9).
Святитель Василий Великий в молитвах Пятидесятницы говорит, что Господь сподобляет принимать от нас молитвенные умилостивления и жертвы „о иже во аде держимых“ с надеждой для них и мира, ослабления и свободы».
«Аще и грешен отъиде — говорит св. Иоанн Златоуст, -елико возможно есть, помогати достоит: обаче не слезами, но молитвами, мольбами, и милостынями и приношениями. И еще: «… Не ленимся убо отшедшим помогающе, и приносяще о них молитвы…».
Блаженный Августин: «Не должно отрицать, что души усопших от благочестия ближних живущих получают отраду, когда за оных приносится жертва Ходатая, или творима бывает милостыня в Церкви».(О вере, надежде и любви. Гл. 110).
«…Не поленись же на всякой молитве усердно поминать всех отшедших отец и братий наших…». (св. Феофан Затворник).
Преподобный Иоанн Дамаскин: «Итак, прежде наступления страшного часа будем помогать друг другу и приносить жертвы братолюбия милосердующему о душах Богу. Человеколюбивый Господь благоволит исполнять прошения своих творений, относящиеся ко спасению, и особенно преклоняется не тогда, когда
Воссылая в Пятидесятницу молитвы об оживотворении Духом Святым всех живущих, Святая Церковь просит, чтобы и для усопших благодать Святаго Духа была источником вечного блаженства, так как «…Святым Духом всяка душа живится…»
Богу нашему слава во веки. Аминь.
- 3509 просмотров